Invitations
Reports
Photogallery
Memorial

п░ п╢п╩я▐ я┌п╣я┘ п╨п╬п╪я┐ п╠п╬п╩я▄я┬п╣ п╫я─п╟п╡п╦я┌я│я▐ я│я┌п╟я─я▀п╧ п╢п╦п╥п╟п╧п╫ п╪я▀ п╬я│я┌п╟п╡п╦п╩п╦ п╡я│п╣ п╨п╟п╨ п╠я▀п╩п╬ я┌я┐я┌

Народная мудрость:
п²п╣ п╠я▀п╡п╟п╣я┌ п©п╩п╬я┘п╦я┘ п©я─п╬п╢я┐п╨я┌п╬п╡ - п╠я▀п╡п╟я▌я┌ п╫п╣п╢п╬я│я┌п╟я┌п╬я┤п╫п╬ пЁп╬п╩п╬п╢п╫я▀п╣ я┌я┐я─п╦я│я┌я▀

ПОХОДЫ РАЗНЫХ ЛЕТ

ДОБАВЬТЕ ВАШ ОТЧЕТ

November 12, 2009

Поездка в Китай с приключениями и восхождениями

Posted by poxod-www

Есть такой товарищ – Дима Шаповалов, которому неинтересно ходить там, где кто-то уже ходил, у которого очень буйная фантазия и не менее буйная энергия. Это он задумал наш поход, собрал команду, организовал многочисленные разрешения и руководил нами всю дорогу. Команда – это 4 человека: Дима (Мичиган), Антон Карнуп(Мичиган), Паша Табака(Киев) и я, Женя Кувшинова (Москва). Почти вся запланированная нитка маршрута была первопроходом, поэтому мы заранее понимали, что все выполнить не получится. Так и вышло. На акклиматизации Антон получил отек легких из-за слишком быстрого набора высоты и вынужден был спуститься в Кашгар. Мы сделали первопроход на сложный перевал от ледника Оар-Ала в долину ледника Чат, а так же на простую вершину и простой перевал. Наша главная цель, восхождение на Шивакте -3, не была достигнута. Знакомство с районом состоялось, остался интерес к нему и большое желание вернуться, а так же масса эмоций и впечатлений от иной культуры. А теперь подробнее, как это было.

21.06.09
Прилетели мы в Ош рано утром, сразу оценили азиатскую специфику – из огромной толпы желающих пройти паспортный контроль, представителями власти выделялись друзья, родственники, прочие знакомые свояков и шурины бабушек и беспрепятственно проводились минуя эту самую очередь.
Когда мы, наконец, получили багаж и вырвались на свободу, то, оставив вещи на квартире, поехали на автовокзал за билетами в Кашгар. Время было 7 утра, и все кассы были закрыты, а «языки» подсказали, что кассирша придет позже, часов в 10 – 11. Тут же стояли топчаны, на которые мы завалились спать. Через полчаса какая-то «добрая» тетка пригласила нас в гостиницу, где мы и доспали часа 2-3 до того времени, как Дима купил билеты на вечерний автобус со спячими местами.
Пообедав на рынке мантами, мы отправились на Сулейман-Тоо, скальный выступ посреди города, чтобы полазить для акклиматизации. Не спав толком пару ночей да на азиатской послеобеденной жаре – это было тяжко. Но Антон пролез чего-то гладкое на вид с нависанием в верхней части маршрута и без удобных мест для организации страховки. Паша вылез вторым, что ему стоило сбитых ладоней. Назвали «Аллах Акбар» за то, что френд не вставишь и закладку не положишь.

CHINA_best

Хотя автобус был назначен на 8 вечера, и мы вовремя были там, водитель и местные пассажиры стали подтягиваться ближе к пол-десятому. Часов в 10 мы, наконец-то выехали. Автобус со спальными местами, формально присутствуют подушки, одеяла и простыни, только они не стирались НИКОГДА. Но после недосыпа это все равно кайф - растянуться в горизонтальном положении. Всю ночь автобус шел до киргизской границы, сквозь сон можно было понять, что дорога ухабистая и грязная, шел дождь.

22.06.09
Утром мы проснулись по прежнему в автобусе и вокруг были пасмурные горы. Киргизы ведут с нами разговоры, не верят, что мы едем в Китай за свои деньги: «Вам, наверно, ваше правительство платит». Угу.
Часам к 11 подъехали к первому пограничному посту перевала Иркештам (2841м). Киргизы проверяют паспорта, пытаются убедить нас в том, что китайцы требуют справку о здоровье, за которую сейчас надо заплатить им. 10 минут препирательств и расстаемся не заплатив. Естественно, никто потом эту справку не спросил. Доезжаем до китайской стороны и выясняется, что жителям поднебесной пора на обед. Киргизки-челночницы сразу укладываются спать, они знают, что обед- это на долго. Мы ждем около 3-х часов, формально выходить из автобуса нельзя, но мы выходим и разминаемся, потому что лежать больше нету сил.
Наконец-то подъехал микроавтобус с китайскими пограничниками, и все выстроились со своим скарбом вдоль автобуса. Нас только попросили открыть рюкзаки и лениво заглянули внутрь, а вот киргизов, делающих свой маленький бизнес (отрез ткани, 3-4 тюбетейки, несколько павлово-посадских платков) шмонали долго и вдохновенно, рассматривали семейные фото и ренгеновские снимки на свет. При проверке паспортов нам тепловизором проверили температуру, а также врач убедился, что в России мало случаев заболевания свиным гриппом. После окончания процедур стало известно, что сель завалил дорогу, и все загрузились в столовку скоротать время за лагманом.

Хотя дорога после китайской границы была гораздо лучше, чем до, приехали мы в Кашгар уже в темноте, устроились в отель при автобусной станции и дальнейшее путешествие отложили на завтра.

23.06.09
Утром за нами приехал наш туроператор Тахер, тощий такой, но приятный молодой уйгур и повез нас к себе в офис, где его начальник прочитал нам лекцию о том, что мы не должны отклоняться от намеченного маршрута, контактировать с местным населением, и вообще сообщил, что местность, в которую мы едем, “sensitive”. В смысле политически нестабильна. Как в воду глядел.
По дороге в деревню Тогузбулак, которая длилась часов 5-6, мы оставили заброску в поселке Гез, там же Тахер отдал пограничникам все наши пропуски и разрешения.
Альбом: CHINA_best

Сразу за озером Каракули от которого хорошо видно Музтаг-Ату, мы подобрали нашего местного проводника, который знал путь через холмы к Тогузбулак, к броду через Кенгшиберсу. Сразу за бродом нас встретил «начальник этой долины» Низаметдин. Состоялась очередная проверка наших пропусков и нам выдали письмо, действительное только в этой долине, что мы хорошие, нам надо всячески содействовать. Еще полчаса сборов и мы двинулись в путь.

После нескольких дней подъездов ( а у Антона вышла аж неделя) мы наконец-то в горах, предоставлены сами себе. После 2-3 ходок мы встали на ночь, высота около 3700.

24.06.09
Сегодня нам предстоит набрать почти километр по высоте. Нащинается долина узким каньоном, довольно красивым, крутопадающим. В паводок здесь вероятно, поток¸но сейчас сухо и мы перебираемся по крупному курумнику.
Альбом: CHINA_best

Далее он выполаживается и расширяется, выводя в русло реки заваленное камнями. Остановились к вечеру на 4700. Долго выкладываем камнями места под палатки. Антон стал проявлять признаки горной болезни.

25.06.09
По плану выдвигаемся на перевал, но после первой ходки стало ясно, что Антону набирать высоту нельзя. Решаем сделать только заброску, а ночевать на прежнем месте. Распределили четвертый рюкзак. Запомнилось много довольно тяжелых переходов, пока мы не достигли собственно ледника и не оставили заброску на моренном валу около него.
Эту ночь Антон провел совсем плохо. Мы с Пашей как соседи по палатке всю ночь прислушивались к его тяжелому дыханию и следили, не появились ли признаки резкого ухудшения, а Дима консультировал нас из соседней палатки.

26.06.09
К утру было принято решение Антону и Диме идти вниз, а мы с Пашей поднялись к заброске за дополнительной едой и вещами Антона. Вчерашний путь мы проделали за 1.45 по плотному утреннему снегу. А уже к обеду догнали Диму и Антона, которые спустилсь до самой долины и поставили палатки у входа в каньон.
К сожалению, кардинального улучшения от сброса высоты на километр у Антона не наступило. Пришлось придумывать, что делать дальше. Пока Антон поедет в Кашгар, чтобы отойти недельку, а потом попытается присоединиться к нам. К сожалению, как мы узнали позже, этот план не сработал. В Кашгаре Антон обратился в больницу, и ему сказали, что отек легких слишком серьезный, чтобы ближайшие 2 недели возвращаться на высоту. Так что Антон поменял билет и улетел домой. А мы еще несколько дней делили колбасу на 4 части, по привычке, и рассуждали, как мы воссоединимся с Антоном.

27.06.09
По проторенной дорожке идем наверх. Опять каньон, русло с камнями, морена. Обходим ледник справа, но снег уже размок и стремительного взлета не получилось. Ночуем у заброски.

28.06.09
Утром связываемся и вступаем на ледник. Это абсолютно гладкое ровное поле с небольшим подъемом в сторону перевала. В небесах торжественно и чудно  , солнце припекает, подходим ближе к седлу. Без рюкзаков поднимаемся на вершину Оар-Ала, 5200, где по карте есть ребро, ведущее вниз. Ребро оказывается негоодным для спуска. Дима исследует гребень влево и вправо, но подходящих спусков не видно.
Возвращаемся к рюкзакам и перемещаемся в левую часть перевала все с той же надеждой – спуститься. Вечереет, поднялся сильный ветер. Выбираем место под палатку и начинаем строить ветрозащитную стенку из снежных кирпичей. От высоты дыхание сбивается, но процесс увлекательный, вспоминается детсво, строительство снежных крепостей. Ну и холодает, однако. Пока мы готовили ужин, сталкер Дима обнаружил кулуар, по которому завтра предстоит спускаться. Ночь выдалась холодная и ветренная.

29.06.09
Первым вышедший на улицу Паша восклицает: «Пейзаж как за бортом самолета!» Облачность внизу, ветер, поземка. Подходим к кулуару, строим станцию, Дима начинает спуск. У нас тут ветер и холод, а у него за перегибом светит солнце, пригревает склон, снег несмотря на раннее утро уже мокрый. Есть опасность мокрых лавин и Дима поднимается обратно. Попробуем перевалить через скалы на соседний ледник Оар-Ала. Находим подходящий спуск, под ним даже следов лавин нет и спускаемся. Для такого спуска снегоступы явно мешают, но снимать-одевать из дело слишком долгое, идем так. По просьбе Димы пришлось освоить бег в снегоступах задом и лицом к склону.
Перекусываем у основания спуска и двигаемся к седлу следующего перевала. Ветер крепчает настолько, что через час мне приходится зарываться ледорубом в снег, чтобы не унесло, тем более, что к этому времени край снежных карнизов, висящих с перевала, был уже в десятке метров от меня, мы шли вдоль них. В какой-то момент ситуация стала критической. Порывы ветра перешли в постоянный мощный ветродуй, силы на исходе, у Димы заледенели руки. Мы спустились вниз по склону в первый же момент, когда он оказался без карнизов, чтобы спрятаться от ветра. Откопали снег до льда, вкрутили бур, вщелкнули самостраховки и перевели дух.
Теперь наша задача выбрать линию движения по склону, чтобы не угодить в трещину или слишком большое нависание. Первым идет Паша, потом спускаюсь я, потом Дима делает ледовый самосброс и присоединяется к нам. Отклоняемся влево, так как кажется, что там есть проход между трещинами и сбросами. Один из самосбросов не сработал, засыпало снегом быстрее, чем успели сдернуть. Поземка засыпает станцию очень быстро, даже стоя на станции постоянно приходится отгребать себе полочку. С другой стороны это единственная возможность согреться движением. После 6 веревок спуска мы оказались над большим ледовым сбросом, солнце скрылось за горизонт, и было не понятно, куда двигаться, достанет ли веревка до пологого места. Паша предложил поискать проход через трещину в леднике в бок, и спустился туда. Но вместо прохода обнаружил снежный мост, достаточный по ширине, чтобы установить палатку. Другой вариант – ночевать сидя на склоне, был что-то не вариант, и мы спустились вслед за Пашей. В щели не дуло, кругом были узкие кружевные мостики, с которых сыпалось за шиворот, но вобщем нормально. В течении ночи нас слегка засыпало снежной крупой, но не критично.

30.06.09
На вопрос «Как ты спал?» утром Дима ответил: «Отрубился – врубился». Я примерно также. Над трещиной уже было светлое небо, мы начали обычные утренние сборы, осложненные только тем, что из палатки выйти было некуда и все вещи были влажные от снега. Первым жумарил Дима, потом я. Третьим – мой рюкзак. Ему было тяжелее всех, так как он уперся в снежный потолок, который прорезала веревка и никак не хотел вылазить. Пришлось ему сделать подъем-переворот.
Довольно быстро после того, как мы все оказались на склоне, погода начала портится, ветер усилился, поползли тучи. На свежую голову выяснили, что веревка ложится на склон после ледового сброса и пошли спускаться прямо вниз. Рюкзак болтался снизу на самостраховке. Дима в этот раз не захотел рисковать и оставил бур, а вот второе нависание уже спускался с самосброса. Все были весьма рады встать на склон, по которому можно идти ногами. Связались и пошли по леднику вниз, через лавинный след. Снег сильно проваливался, но до камней было недалеко. На камнях поздравили друг друга со спуском. К сожалению, не получилось сфотографировать перевал, так как он весь был в тумане, и величие нашего подвига осталось незапечатленным.
По огромным моренам несколько часов идем вниз, пока не показались первые живые существа: стада овец, потом люди. Это киргизский кош, нас принимают с любопытством, обступили, трогают наше снаряжение, удивляются. Мы используем наш словарик из 50 слов, чтобы поддержать разговор. Особый интерес вызывают наши телескопические палки и пластиковые ботинки. На кодовое слово «тамак» (еда) нас пригласили в юрту и угостили зеленым чаем со специями, лепешкой с каймаком и айраном. Этот айран был слабоалкогольным, в юрте сразу стало тепло хорошо и уютно. В какой-то момент хозяин взял мой ботинок, подсел к Диме (признал в нем главного) и протянул 5 юаней. Дима от сделки отказался, объяснив, что в Кашгаре такой стоит 1000. Гостеприимные киргизы предлагали остаться на ночь, но мы отошли еще ходку и заночевали на травке у ручья. Удалось высушить все промокшее в трещине снаряжение и вещи.

01.07.09
Сегодня наша цель пройти всю долину Чат и выйти к долине реки Чимген. Зеленая и просторная долина Чат перегорожена каменными заборами, разделяющими пастбища, до самых скал. Выглядит очень живописно: изумрудная трава, яркие цветы, быстрая вода в арыках и высоченные горы над всем этим. Примерно к обеду дошли до мазаров. Это сероводородные источники, которые считаются священными у местных жителей. Они приносят сюда рога баранов, черепа животных, вешают ленточки. Жутковатое место.
Затем начался каньон. Вокруг нас поднялись стены, встречались водопады, узкая тропа петляла вдоль воды. Очень красивые заросли белого шиповника были в тех местах, где каньон расширялся. Из людей мы повстречали только китайских геологов, которые нашли вольфрам. Вкрапления вольфрамовой руды выглядят белыми в свете ульрафиолетовой лампы.
На закате мы вывалились в долину Чимген. Гигантская гора залитая лучами закатного солнца замыкает долину. Это Конгур. Поставили палатку на перекрестке дорог. Трафика не много. За вечер проехали два джипа с китайскими туристами и пара местных на мотоциклах.

02.07.09
На второй ходке с утра мы подошли к деревне Чимген. Опять нам было оказана масса внимания, мы решили поддержать разговор и вежливо стали интересоваться мотоциклами, на которых подъехали местные джигиты. Мы прошли деревню, и хотели пробираться вдоль правого ( по ходу движения) края ледника. Но дорогу нам преградило такое глубокое ущелье промытое притоком Чимгена, что мы вынужденя были повернуть назад. Учитывая надвигавшуюся непогоду, мы вернулись в деревню, и остановились в дома тех, кто нас радушнее всего приглашал. Эту пожилую пару звали Надир и Кулхан. Приземистый с виду глиняный домик внутри имел весьма высокие потолки, подпертые деревянными резными колоннами. Из «прихожей» двери вели в две комнаты. В гостиную поселили нас. Большую часть комнаты занимал настил, на котором были уложены ковры. Стены также завешены коврами, а вдоль них уложены многочисленные свернутые одеяла и подушки. Все в одной бордово-красной гамме, с яркими зелеными, желтыми цветами. Во второй комнате была печка, такой же настил и жили хозяева. Нас напоили тем же чаем со специями с лепешкой. Так мы переждали непогоду. Общались мы с помощью 10 слов из киргизского словарика и учили новые, когда указывали на предмет на нам называли его. Чувствовала себя Миклухо-Маклаем среди туземцев.

03.07.09
С утра мы оставили часть вещей в доме Надира и отправились наверх к леднику. Туда вела грунтовая дорога. С нами по пути шли ослики груженые толстыми ветками деревьев. О существовании этой дороги никто не знал, так же и куда она ведет. Местами она была пересыпана валунами, размыта, в остальных местах вполне пригодна для джипа. Ослики упорно тащили свои бревна наверх, а мы за ними – свои рюкзаки. Расстались с ними в районе обеда, когда пошел снег и мы забились под камень, чтобы перекусить. Больше мы осликов не видели, так и не поняли, куда они шли, и куда делись. Благодаря тому, что дорога сильно упростила наш путь, мы заночевали уже напротив нужной нам долины..

04.07.09
Сегодня наша задача – подняться на ледник под самый склон Шивакте. Туда ведет очень разорванный ледник, но его модно обойти по курумнику слева. За ночь выпало 5 см снега, присыпало зеленую поляну, на которой мы стояли и камни, по кторым мы поднимаемся. Тащим свои тела наверх, через 5-6 ходок мы у края ледника, связываемся. В верхней части ледник плоский, мелкие трещины засыпаны снегом, большие видны и обходятся. Становимся на снежном поле под склоном Шивакте, там, где не достанут лавины и проверив предварительно пятачок на наличие трещин.

05.07.09
Ночью был снегопад и сегодня нападало больше 10 см снега. С утра ясное слепящее солнце, мы находимся как бы на сковородке, днем палило не щадно. По мере того, как склон Шивакте освещало солнце, мы наблюдали сход лавин больших и маленьких, которые постепенно приближались к нашему кулуару, который мы присмотрели для нашего восхождения. Он слегка закрыт ребром справа, и лавины на нем сошли уже ближе к обеду. Стало видно, что склон ледовый, не снежный.
Вторая половина дня была не самая интересная, от солнца спрятаться некуда, как и заняться нечем. Так как на завтра мы запланировали ранний подъем, то легли спать еще засветло. Только мы залезли в спальник, как раздался характерный звук-выстрел. Мы высунулись из палатки и обнаружили, что с ледопада, находящегося правее склона Шивакте, откололся кусок, и по склону собирается лавина и идет прямо на нас, подозрительно близко. Через несколько секунд нас толкнула ударная волна и присыпало снегом. По плоскому леднику лавина не пошла, а то мы бы оказались как раз у нее на пути. Столь счастливый исход вызвал бурную радость у Паши и Димы. Им понравилось.

06.07.09
Ночью снова шел снег, хотя по ощущениям и не такой обильный, как предыдущую ночь. Тем не менее раннего подъема и выхода Дима не скомандовал. Утро было пасмурное, но видимость нормальная. Обдумав нашу ситуацию, мы приняли решение идти вниз. Погода испортилась глобально. Пока мы свертывали лагерь, сгустился туман, наши заметенные следы едва читались на леднике. Очень выручили снегоступы. Мы шли в них и после ледника, пока был снег. Далее по дороге и вниз получилось довольно быстро.
Сюрприз ждал нас деревне. В доме Надира никого не было, и дверь была закрыта. Мы стали опрашивать соседей, где Надир и когда вернется. Ответы разнились от «сегодня вечером» до « завтра вечером». Параллельно мы с Димой искали машину, знаками объясняя, что нам надо. В результате послали в «ашкана-бар», т.е. бар-столовую. Это темная комната, где в одном углу стоят стелажи с запылившимися товарами, а в другом женщина готовит еду. Есть ма-аленький телевизор на подоконнике. Здесь мы заказали лагман на троих и уселись ждать. Все присутствующие не стесняясь нас разглядывали, комментировали наши движения и трогали наши вещи. Потом по телевизору стали показывать гонки на матоциклах, и о нас забыли.
К вечеру Надир и Кулхан появились дома и были нам рады. Мне удалось объяснить Кулхан, что несколько дней назад ее сын помог мне подвезти реюкзак, когда ехал наверх на ослике, и она была очевидно горда сыном.
Гвоздем вечера стали переговоры с местными по поводу транспорта до ближайшего населенного пункта с автобусным сообщением. Хотя местные говорили, что до Г... всего полчаса езды, они требовали какие-то о-очень большие деньги за это путешествие и никак не хотели торговаться. После бесчисленного количества уходов и возвращений, мы согласились на их сумму в 500 юаней за 5 мотоциклов.
Только мы легли спать, как на улице послышался звук подъехавшей машины. Машины! Хотя в этом селении были только мотоциклы. Весьма в традициях этого места, кто-то вошел в нашу комнату, посветил фонарем и ушел, не найдя никого для себя интересного. Пошел искать хозяев. Дима вышел к прибывшим и выяснилось, что это машина для нас, и водитель просит в полтора раза меньше денег до того же Г... Мы не долго думали, согласились. Так что вместо сна у нас была очень романтическая поездка через высокий перевал, при полной луне, по дороге достойной Camel Trothy.

07.07.09
Я думаю, это был уже следующий день, когда после 3х часов езды нас остановила полиция в одном из населенных пунктов. Для нас, ничего не понимающих, это выглядело как досадная задержка в пути. Нашу машину то загоняли во двор полицеского участка, то велели ехать еще куда-то. Нас проводили в конату для конференций, в ней собрался добрый десяток полицеских, они тщательно изучали наши документы, разрешения, карты, расспрашивали с пристрастием нашего водителя, звонили Тахеру. Пытались задавать нам вопросы, которые сводились к тому, как мы оказались там, где мы оказались, а не в горах, как положено. Мы пытались объяснить, что приняли решение уйти с маршрута в связи с болезнью члена команды и уехать в Кашгар. Они никак не могли поверить, что целых 2 недели мы шарились в горах, а не подстрекали местное население. Также боялись разбудить высокое начальство, чтобы спросить, что же с нами делать. Просидели мы так несколько часов, временами мы уже теряли терпение, временами засыпали. Была сделана попытка отвезти нас к начальству, но буквально через несколько км нас вернули на место, поместили в комнату, где спят солдаты, когда на дежурстве и угостили абрикосами. Еще часа через полтора прибыла женщина-офицер, начала задаватьь те же вопросы нам и водителю. В результате велела с ним расплатиться, а вещи перегрузить в ее минивэн.
Так что остаток пути мы проехали за счет китайской полиции. Она вызвала Тахера, чтобы тот забрал нас и проводил в Кашгар. В горы нам было запрещено возвращаться. По дороге в Кашгар Тахер объяснил нам, что пока мы были в горах начались беспорядки в Урумчи, столновения уйгуров с китайцами, есть десятки погибших. Поэтому во всей Уйгурском автономном округе введено чрезвычайное положение. Мы это прочувствовали почти сразу, когда на очередном посту нас отогнали в отстойник и мы опять ждали приезда высокого начальства, теперь из другой административной единицы.
В Кашгаре мы увидели военных повсюду, закрытые магазины, отсутствие интернета и международной связи. Наши попытки выехать на экскурсию в пустыню или Ойтаг провалилсь, потому что город закрыт. Никуда нельзя. Нам ничего не оставалось, как возвращаться в Киргизию. Рассмотрев несколько вариантов, которые предложил Дима благодаря своей отличной эрудиции, остановились на пике Ленина.

08.07.09
Но нам нужно было дождаться, когда водитель Тахера привезет нашу заброску из Геза, поэтому весь день мы гуляли по Кашгару. В старом городе было действительно интересно. Мне казалось, что эти узкие улочки выглядели также и 1000 лет назад, когда по ним проходили караваны Шелкового Пути. Поражает разнообразие транспорта и его хаотическое движение. Мы пробовали всякую еду прямо с лотков на улицах, так что нам повезло, что все обошлось без кишечных расстройств.

09.07.09
Сегодня утром отправляется автобус в Ош. В этот раз состав получился по настоящему интернациональным. Двое японок, парень из Израиля, юноша из Казахстана, который учится в Китае, австралиец, который едет в Швейцарию наземным путем. Этот заложил на путешествие три месяца, при чем был весьма налегке: Никакой запасной одежды, маленький рюкзачок выглядел совсем пустым. Китайскую границу в тот раз перешли гораздо быстрее. Поздно вечером, уже почти ночью нас высадили в Сары-Таше, откуда идет дорога в базовый лагерь под пик Ленина.

10.07.09
Альбом: CHINA_best

Село еще только просыпалось, когда мы «вышли на большую дорогу», т.е. Дима пытался поймать машину до базового лагеря. Ему удалось это сделать в течении получаса. Водитель газика оказался начальником местной погранзаставы. Он же проверял разрешения на восхождение на Ленина. У нас его, конечно, не было, мы объяснили, что на саму вершину не собираемся. Вобщем, стоимость разрешения вошла в стоимость проезда. Ехали часа 4. От Луковой Поляны лагерь передвинули чуть ниже по долине из экологических соображений. Мы оставили часть вещей и сразу пошли наверх.
Так как горячая еда у нас была больше суток назад, еще в Китае в придорожной столовке, то на перевал Путешественников мне не шлось. Не едет машина без бензина. На энергетическом геле и Диминых уговорах я доползла до перевала, где все равно пришлось потратить время на приготовление еды.
Дальше тропа траверсирует склон вдоль ледника Ленина, идет вверх-вниз по морене к первому лагерю. С последними лучами солнца мы достигли места нашей стоянки.

11.07.09
Когда утром мы вылезли из палатки, то тропа ко второму лагерю уже была вся в людях. Большинство пыхтели на нижнем, самом крутом участке тропы, там где раньше провешивали перила. Мы тоже быстренько позавтракали и потопали по тропе. Солнце началось через час после выхода. Оно палило нещадно, снимать с себя больше нечего и все равно страшно жарко. Все трещины, пересекающие тропу, видны, поэтому мы не связывались. Часам к 2-3 дня подошли во второй лагерь. Еще полдня можно было общаться с окружающим народом. Большинство почти сразу после нашего прихода свалили вниз, так как это был их акклиматизационный выход. А мы до заката наблюдали белоснежные склоны и вершину Ленина в непосредственной близости.

12.07.09
Утром погода не балует, переменная облачность, но мы выходим в радиалку на Раздельную. Мы берем с собой веревку, но не связываемся, так как идти по снежным полям без трещин. Первый взлет проходим в кошках, стараясь найти присыпанную снегом стропу, а дальше снегоступы – наше главное орудие. Погода портится, уже непосредственно на склоне Раздельной начинает идти снег, все гуще и гуще. Дима тропит по колено и радуется, что ему не надо больше на вершину пика Ленина, он там уже был. Вершину Раздельной определили по GPS, так как кругом сплошное молоко. Вниз побежали без остановки, а то что-то на последних метрах вверх стали посещать мысли о слишком большом количестве выпавшего снега. Тропа помечена флажками, так что в тумане мы шли от флажка к флажку, дальше видно не было.
В лагерь мы вернулись довольные. Все таки вершина 6100, максимальная высота в этом походе. Паша выше не поднимался вообще. Жители лагеря позавидовали нашей хорошей акклиматизации. А мне понравилось получать ее в другом месте, а не так как на Аконкагуа: ходя вверх-вниз по одной и той же тропе.

13.07.09
Сегодня мы идем вниз, в базовый лагерь. Пожалуй, единственным примечательным событием стало то, что я повстречала Аллочку Тузову, которую знала еще по Новосибирску. Она вела клиента, испанца.
Вечером в базовом лагере мы обменяли остатки нашей еды на горячий ужин в кафе Фортуна –тревел, почитали Зощенко (очень покатило!) и завалились спать.

14.07.09
Рано утром нас забрала Нива, с водителем которой Дима договорился с вечера. То, что мы к вечеру добрались до Оша, можно назвать чудом. Машина регулярно ломалась и какое-то время мы даже ехали с коленвалом открученным наполовину и волочившимся по земле. Зато по дороге попадались замечательные долины, окруженные живописными горами. Так что я начала от нечего делать думать, хочу ли я провести свою старость в одной из этих деревень.

15.07.09
Сегодня у нас свободный день в Оше. Мы опять пошли на Сулейман-Тоо полазить. Дима пролидировал, а я пролезла за ним чего-то там в одну веревку. По крайней мере, после первого раза, когда я не смогла пролезть за Антоном, я почувствовала себя более комфортно. После мы посетили святое мусульманское место на соседней вершине. Отметились на ошском базаре и поели еще раз манты. Но все равно, самое вкусное в Китае и Киргизии – это свежеиспеченные лепешки.

16.07.09
Сегодня рано утром наш самолет прилетел в Москву. А уже к вечеру Паша и Дима покинули мой дом. Поход закончился.