Турклуб им. B. Смирнова | Weekly - все выпуски | Напишите нам

Выпуск 112. Матрасы и Альпинизм.

Фото: Trip pictures Flora Kathmandu People

Об организации:
Сразу хочу предостеречь читателя от каких либо далеко идущих выводов о путешествиях в Непал на основании данного опуса. Путешествия в этих краях можно организовать любой конфигурации, для любого бюджета и на любой вкус. То, как организовывали все мы, было результатом случайностей, полного отсутствия времени на сборы и переработку информации, и хронической лени организатора. Посему все получилось довольно спонтанно, не дешево, но зато довольно удобно.

Мы давно знали что поедем в Гималаи, вот только не знали в какую страну. В июле мы решили - Непал. И вот уже 5 сентября мы выбрали цель нашего восхождения - горка Naya Kang. Почему она? Ну, во-первых - звучит красиво, во-вторых - туда мало кто ходит, поскольку высота не самая впечатляющая, а сложность повыше, чем у других treaking peaks. А нам самое оно! На авиабилетах стояла дата 14 сентября. В Непале у нас было 3 недели.

О группе:
Кроме меня и Сашки (Мазуренко) с нами шел мой старый-престарый друг из Киева Костя Ушаков. Костя был одним из первых людей, увидевших меня в горах, как и я была одним из первых, кто увидел его вне равнины. Наша совместная горная карьера началась в лошадином походе по Алтаю в 1991 году, но в последнее время в ней (карьере) забрезжил непозволительный пробел. И это надо было срочно исправлять. Поскольку Косте раньше не приходилось подниматься выше 2.5км, в нашем походе ему был назначен потолок в 5000м.
Четвертым членом нашей экспедиции был Guy Livnat. С Guy-ем мы ходили вместе в Патагонию и были хорошо знакомы по скалам Бостонщины. О мужестве, силе и чувстве юмора Guy-ю можно говорить долго... или можно просто сказать что он провел достаточно долгое время командуя танком в Израильской армии. (Да, все шутки про эту армию - чистая правда!)

Приехали.
Поездка началась интересно - с того что наш самолет из Бостона был отложен на 5 часов и, следовательно, на самолеты в Лондоне и Дохе мы уже не успевали. К счастью, Guy летел из Сан Франциско и через другую часть земного шара, а Костя - на Туркменских авиалиниях из Киева в Дели. Так что мы все равно прилетели первыми. Guy с трудом отбился от назойливых красавиц БангKока, желавших продать ему как местные самоцветы, так и сокровища куда более интимного характера. А Костя... Костя потратил $4 на дневную экскурсию по достопремечательностям Дели и уже через час $8, чтобы его срочно доставили обратно на станцию. Потом он провел ночь на крыше Непальского автобуса, распивая коняк с местных студентом-буддистом в ожидании не то восхода солнца, не то того, что сошедший с горы сель к утру как-нибудь рассосется.

За день до обьявленной всенациональной забастовки мы выехали в горы.

Наша экспедиция была оформлена абсолютно официально, мы шли под знаменами Sherpa Adventure Trekking, у нас был настоящий "mountaineering permit"от министерства, к которому прилагался проводник по имени Pemba и трое носильщиков. По поводу проводников и носильшиков: по идее, без проводника нельзя. Он следит, чтобы вы не залезли на че не полагается. Носильщики же не обязательны, но очень дешевы и являются движущей силой местной экономики. Это интересная дилемма и решать этот вопрос можно по-разному. Было бы интересно обсудить на листе, но сейчас не об этом.

Поскольку носильщиков у нас было, взять пришлось много. Помимо всего возможного оборудования, я прихватила магнитофон, колонки, 3 книги, акварельные краски, панамки разных цветов и многое, многое другое.

Итак, автобус упрямо семенил вверх по горной дороге, и уже за 10 часов просеменил 100км. Здесь пришлось слезть, взять вещички и протопать в течении часа по полностью разрушенной обвалом дороге. С другой стороны нас ждал одинокий автобус, с легкостью вместивший всех пассажиров из предыдущих двух. В поселок Дунче мы прибыли уже в полной темноте.
После этого дня у меня осталось несколько якрих впечатлений. Первое - то что местные дамы щеголяли в шелках самых ярких расцветок и были обвешаны многочисленными украшениями. При этом элегантно заброшенные за плечо мешки риса и езда на приступочке автобуса в течении часа-другого явно ничем не грозили их нарядам. Второе - это с каким миролюбием и доброжелательностью местное население выносило ежеминутные остановки, проверки документов, обыски, очереди и т.п. издевательства. Видимо никто никуда не торопился. И, наконец, с какой легкостью и настойчивостью наш проводник Pemba оказывался везде впереди всех и проталкивал растерявшихся нас в самое начало очереди.

Трэк.
Утром в комнату просунулась смуглай физиономия и с радужной улыбкой ухватилась за баул. (Нас предупредили что носильщикам рюкзаки только мешают и попросили заранее приготовить 3 баула по 25кг каждый). Так мы познакомились с нашили носильщиками. Точенее мы постарались познакомиця, но особого общения не получилось. Народ по-английски не говорил никак, явно стеснялся и не желал брататься. Но смотреть на них было любо-дорого. В минуты баулы были завернуты в клеенку, под каждий из них было пропущено по веревочке, потом веревочка была взгромождена на лоб. Трое уношей, чуть выше меня ростом и явно тоньше в талии, вприпрыжку зашлепали вьетнамками по булыжникам дороги. Шел теплий тропический дождь. Мы облочились в Goretex куртки и брюки, перепоясались рюкзаками, оперлись на альпенштоки и двинули по сельской дороге. Собаки и коровы замирали на месте и долго-долго смотрели нам в след.

Мы шли и думали о будущих приключениях. Дело в том что Guy у нас медик. Прошлым вечером мы прослушали лекциу о всевозможных возбудителях желудочных заболеваний, симптомах и курсах лечения. К счастью в аптечке у него были всякие антибиотики и зелья обещавшие поставить больного на ноги за какие-то 16 часов. В 11 утра Guy бросил рюкзак и с криком "время пошло!"умчался в заросли. Сашка, прошлым вечером разделивший с Guy-ем  chicken curry, явно забеспокоился. Через некоторое время из зарослей раздалась ругань и на дорогу выскочил Guy. Штанина и кулак у него были в крови и мы даже немного испугались. Pemba был тут как тут и обьяснил нам что это не страшно, что кровь будет течь еще минут 10 не больше, и что это пиявки и что никакой чумы они не переносят. Мы отодрали еще одну мразь от щиколотки Guy-я, та упала на дорогу и начала довольно высоко подпрыгивать. Попытка раздавить чудовище привела лишь к тому что то потеряло весь завтрак и запрыгало еще выше. Мы в спешке ретировались.
Потом мы свернули на узкую тропку и полезли в гору. Мне пришлось установить по обоим бокам рюкзака колонки и поставить диск в песнями Высоцкого о Великой Отечественной чтоб хоть как то отвлечься он образа прыгаущей мне в физиономию кровопийцы. К часу дня мы вышли к притулившейся на склоне хатенке. Несколько фруктовых деревьев были посажены прямо в обрыв, тут же был и маленький цветничок. Нас усадили за стол и подали меню. Меню было на английском и как потом вияснилось очень стандартным. В нем было 3 раздела: 1)макароны/картошка/рис, 2)Момо(такой большой вареник, жарений или варений) и 3)лепешки/оладьи. Все это могло быть подано с небольшим набором овощей или сыром. Еще можно было заказать вареные яйца. Сразу скажу что это меню оставалось постоянным на протяжении всего трека. Мяса не было как понятия. Цены на порцию были между 70-100 рупий, что в переводе 1$-1.30$, но у нас была путевка "all included " и за финансовой стороной дела мы особо не следили. Не думаю что мы тратили больше 15$ за день на 4-х.
Дождь кончился. Мы шли по глубокому ращелью, по сторонам поднимались крутые склоны поросшие джунглями и над всем этим висел туман. Пару раз Pemba обращал наше внимание на что-то в кронах деревьев, но ни обезьян, ни птиц заметить нам не удалось. К 4 мы пришли в Syabru. Это был чудесний поселок, построенний точно на вершине хребта. Точнее сам поселок, состоявший из вереницы 10-15 домиков, и являлся вершиной хребта. И справа и слева вниз обрывались крутые склоны. Мы поселились в теа-house под названием Тибет. В нем было 4 комнаты и два столика. Поужинали и сели играть в карты. Хозяева сидели тут же на террасе, жена перебирала какие-то семена а муж мастерил нечто типа миски. К ним в гости пришла пожилая женщина с корзиной за спиной. Корзину она несла так же как и наши носильщики - на одной налобной веревке. Она сняла свою ношу, развернула несколько слоев материи и очень бережно вытащила из недр дитятю. Все вокруг заулыбались, с сосендего двора заспешили соседи, пес перестал попрашайничать и завилял хвостом. Как выяснилось позже, ребенок был местным, жил в этом доме и ничего необычного в его появлении не было. Видимо здесь очень любят детей и то что они олицетворяют, да и не много их...

Следующие несколько дней мы шли по ущелью вдоль бурной горной речки, видели беломордых обезьях, горных козлов и сурков, останавливались в малюсеньких поселках у водопадов и над обрывами. К сожалению, большую часть времени окружающие красоты были скрыты от нас пеленой тумана. Дождь шел с упрямым постоянством до 11 утра и после 2 каждий день. Район Langtang славится поздними муссонами, а мы этого не знали. Восхождение при такой погоде обещало быть интересным. Зато на тропе нам не встречался почти никто. На четвертий день мы пришли на высоту 3700м в Kyanjin Gompa. Это был большой центр цивилизации, где концентрировалось сразу несколько достопримечательностей: буддиский монастырь, летний yak-camp, сырная фабрика и куча построек для туристов. Отсюда можно было восходить на несколько окрестных гор, самыми популярными из которых были Langtang Lirung (7000м) и наша Naya Kang (5844). Но гор, естественно, было не видно. Мы забавлялись тем что изучали размеренную жизнь овец, яков и местных пони. Надо заметить, что как только мы вошли в горы, демография местного населения сильно поменялась. Здесь уже жили только народности Тибета, никакого отношения не имеущие к людям долины. Они не убиваут животных, не разводят кур (поскольку местное горное божество не любит их шума) и выращивают нечто типа салата что бы якам было что кушать зимой. Из молока яков делается сыр и масло. Еще они запускаут воздушнийх змеев, причем все: взрослые, дети, монахи...

Tsergo Ri.
Наш дальнейший план состоял в следующем: нам надо было взойти на акклиматизационную вершину Tserko Ri, основательно акклиматизироваться и начать перемещаться в Bace Camp а потом уже и в High Camp под Naya Kang. Времени у нас оставалось достаточно - около недели. Мы решили что как только погода позволит мы двинемся на Tsergo Ri. Не смотря на то это восхождение туда означало всего лишь ходьбу по тропе а потом по каменной сыпухе, совсем не хотелось делать ето под дождем и в кромешном тумане. Очень хотелось хоть что-то увидеть. Да у Костя ныл обвешанний фотоаппаратами. А дождь все шел. Мы легли спать без каких либо надежд.
В 1 ночи мне пришлось встать по нужде. Выйдя во двор я увидела тени. Тени были достаточно отчетливыми и явно результатами некоего источника света. Свет был лунным, многократно отраженный громадами ледников окружающих нас семи-тысячников. Это надо было видеть! Наша долинка была защемлена между двумя огромными хребтами. Столько горного хаоса и величия я в своей жизни еще не видела. Во двор вышел Костя и тоже обомлел. Потом отомлел и помчался за фотоаппаратом. Мы долго колдовали над электроникой и потом ждали пол часа пока что-то сфотографируется. А потом стояли и смотрели еще пол часа. А потом поняли что завтра мы идем на горку и что вставать надо очень скоро.
Утром мы решили плотно не завтракать а удовлетвориться лишь оладьями с чаем. И уже в 6ам мы были на тропе. Не смотря на заверения о нашей полной самостоятельности, с нами пошел Пемба и носильщики. Носильщики пошли как обычно во вьетнамках и захватили по термосу с чаем. По дороге на верх мы прошли через yak-camp который представлял из себя несколько землянок притулившихся у тропы. Мы пришли туда как раз к моменту утренней дойки. Яки толпились вокруг пастухов и дожидались своей очереди. Все столпотворение происходило на очень нешироком хребте с крутыми склонами по обоим сторонам. Полные молока ведра отставить было особо некуда, а тут еще пришли мы со своими яркими gortex-ами, видео-камерами, фотаппаратами и тупими вопросами. Как обычно к нам отнеслись доброжелательно.
Тропа вилась по гребню и высота набиралась быстро. Мы шли и разглядывали окружаушие горы. Уже совсем под вершиной началась сыпуха. В ней то здесь то там торчали странные растения, при ближайщем рассмотрении оказавшимися результатом скрещивания кактуса с одуванчиком.
Наконец мы поднялись на вершину. Как и ожидалось, к этому моменту туман уже окончательно окутал окрестности. Вершина была увенчана дюжиной-другой столбов с буддускими флагами, в турах из камней лежали фотографии, ленточки и тп. дары предыдущих восходителей. Высоцкий пел о лавинах, а встреченные нами по долроге туристы из Израиля радостно ему подпевали. (Оказывается многие песни Высоцкого переведены на хибру). Мы подождали пока GPS показал 5000м высоты, попили чаю и сьели колбасы. Пемба все никак не приходил, а у носильщиков стали мерзнуть ноги. Я попробовала организовать субботник по починке одного из упавших столбов, но Пемба появился из-за поворота очень вовремя. Высота чувствовалась и таскать камни вверх-вниз по склону оказалось куда менее интересно чем сначала казалось. Уже под дождем мы пошли вниз. Идти вниз по мокрой сыпухе Костику не понравилось - у него от этого заболела голова. По крайней мере он был уверен что это было из-за спуска и сыпух. Забегая вперед скажу что он и сейчас уверен в том что спуск по мокрым сыпухам вызывает у него острий приступ горной болезни. К счасть все это быстро кончилось и мы побежали вниз по тропе.
К обеду мы были внизу и кушали сало. Костина горняшка принимала странную форму - у него все еще сильно болела голова, но что самое ужасное ему очень хотелось кушать. Мы не знали как такое лечить и решили проигнорировать.

Скакуны
На следуущий день я настояла на дальнейщей акклиматизации. Guy абсолутно не понимал зачем это все нужно и почему мы все еще не покоряем вершину, но послушался. Что бы не сидеть праздно под дождем я попросила о конной поездке. Лошадей в долине было 3 и Guy радостно ретировался в спальник. Нас усадили на о-очень недружелубных пони и повели из села. Метод передвижения заклучался в следующем: каждую лошадь под узцы вел мальчишка, сзади бежал другой с хворостиной и постоянными криками "чо-чо!!!"приободрял животное, сбоку шел "главний"и следил за порядком, на лошадях сидели мы. В сбрую лошадей были вплетены десятки колокольчиков и гам стоял невообразимий. Нам все это показалось излишним и унизительным и уже через 20 минут мы попросили оставить наших лошадей в покое и дать нам ехать самим. Надо заметить что все мы бывали на лошадях не раз и отлично знаем разницу между строевой и спортивной рысью как и некоторые другие хитрости. Нас оставили в покое и покой было единственное что нам удалось добится. Ни шенкеля, ни всевозможые подергивания уздечки, а так же крики, не производили на животных никакого впечатления. Вдоволь налюбовавшись нашимы потугами, местные смилостивились и обяснили что если хожешь ехать вперед то надо резко и часто дергать уздечкой, кричать "чо-чо!!!"и подпрыгивать в седле, а если хочется остановиться то надо просто дернуть уздечнкой один раз. По-моему это была шутка. Следующие 3 минуты мы кричали, дергали и подпригивали. Я чуть не упала с лошади от хохота. Вдруг Сашина лошадь быстро пошла вперед. Наши пони встрепенулись и последовали за ней. Мы вышли на поле и встали. Опять. Саша подпрыгивал, кричал и подергивал. Все тщетно. Но как только мне удалось дотянуться до зада его скакуна хворостиной тот рванул вперед. Дальше мы так и передвигались: я дотягиваюсь хворостиной до крупа - Саша улетает вперед на 200м и останавливается - через несколько минут подтягиваемся мы медленной рысью- меневры по приближениу к заду лидера - цыкл сначала.

Восхождение.

Делать в поселке было больше нечего и мы решили выходить на следующее утро. Носильщики должны были поднести вещи в Базовий лагерь, но выше него они идти не желали, да мы и не настаивали. Мы шли через влажний лес из рододендронов, на ветках висели растения сильно напоминаущие водоросли. По дороге Костя нашел два подосиновика, которые он урямо называл белыми грибами. В конце концов мы пришли. Base Camp надодился на поляне у подножия сыпухи. Место было выбрано со вкусом: над нами нависали суровые жандармы а внизу извивалась долина. К сожалениу все это великолепие регулярно пряталось в тумане, шел дождь. Мы уселись в палатку и проиграли 4 часа в дурака.
На следуущее утро выяснилось что спать в одолженной мною для ребят однослойной палатке при температуре +5C и 100% влажности лучше в купальнике - толщины коврика не всегда хватало чтобы возвысить хозяина над лужей. Мы сложили пожитки и двинулись вверх по тропе. Туман подымался из долины с той же скоростю что и мы и куда идти и как понять было очень сложно. Потом на склоне стал появлятся снег и наша тропа перешла с довольно крупную сыпуху. Ноги проваливались сквозь снег в пустоты между валунами, палки и легорубы были больше обузой. И тут мы вышли из тумана. Т.е. выше нас и ниже нас все еще был туман, но на нашей высоте було солнечно. Перед нами лежал величественный ледник перевала, справа угадывался ледопад Naya Kang. Мы порыскали по засыпанной снегом сыпухе и нашли место для лагеря прямо под ледопадом. Горы видно не было, но было понятно что маршрут начинается где-то здесь. Высота 4900м. Лагер поставили очень вовремя - начался мерзлый дождь. Рассуждая по погоде, было принато решение сьезть сала и поиграть в дурака. Продуктов у нас было на 3 дня. Спустя пару часов, в очередной раз обяснив Guy-ю принцып игры в парного, я выглянула за окно. Передо мной стояла гора Naya Kang, полностю очистевшаяся от туч и повернутая к нам носом маршрута. Мы высыпали на улицу и стали тыкать пальцами в предполагаемых направлениях движения. Через пол часа стемнело. Нам надо было срочно собиратся на гору.

Наступило утро

Утро(1am) порадовало нас бархатом звездного неба, полной неподвижностью атмосферы и промозглой влажностью тающего снега. Луны не было и не предвиделось. Не смотря на полное отсутствие облачности температура упрямо не падала ниже -5C. Это было необычно, и потому немного беспокоило, но право же трудно жаловаться на то что губы перестали примерзать к кружке. Guy и Костя вылезали из своих кувшинок, я готовила чаек, а Сашка жаловался на отсутствие жареной картошки. В беседаух о вкусовых качествах овсянки прошло еще 15 минут, Костя начал нас поторапливать - ему хотелось сделать прощальную фотку и занять наконец мой спальник. Все получилось как он хотел и мы ушли за гребень.
Как я ранее упоминала, хождение по крупной сыпухе сильно засыпаной рыхлым снегом неимоверно увлекательно если на это смотреть со стороны. Участие же в подобной процедуре оказывается приятным только в воспоминаниях и то только через очень продолжительний срок. Во время следуущих 6 часов нашего восхождения мы поднялись по сыпухе на гребень, спустились по ней же с гребня, поднялись по снежно/супуховуму кулуару на гребень, поднялись по склону гребня (состоящему из о-очень крутой сыпухи) на полку леледника, и наконец прошли по не очень разломаному, но очень мягкому леднику к кулуару Северо-Восточной стены. Кулуар, которий мы надеялись увидет "смотря с правильного угла"имел место быть, но начинался в 5 метрах над ледником. К его началу вела система трещин, не сложнее 5.6 и с двумя умело установленными шлямбурами. В 100 метрах правее и ниже скалу можно было обойти по вполне плоскому, но наполненному сыпухой кулуару. Под недовольное ворчание, которое тем не менее не кристализировалось ни во что конструктивное, напротив все более и более напоминало лекцию по философии, наши герои устремились в чрево нижнего кулуара. Часы показывали 7 утра, было набрано 250м из положенных 1000, надежды на 8-o’clock tea на вершине быстро улетучивались. Встало солнце и сразу упало на наш восточний склон. Если раньше несколько метров снежного покрытия сулили долгожданный отдых для вывернутых щиколоток, то теперь это лиш позволяло нашему героу без особой потери потенциальной енергии лечь челом на снег - мы стали все чаще и чаще проваливаться по-пояс. Лидера приходилось менять каждые 15 минут по причине потери боегого духа и полной дальнейшей непригодности. Guy, никогда не подводивший своей готовностю с песней лечь на амбразуру, попросил 4-ую за утро таблетку tylenol-а. Во время всей этой веселухи мы не заметили как наконец выбрались из камней на снежний склон. Не смотря на состояние снега, лавинной опасности не было: маршрут все время проходил по каким-то ребрам и выпуклостям, и было понятно что здесь поедет в последнюю очередь. Итак, перед нами лежала техническая часть маршрута - нам предстояло пондяться по довольно крутому "снежно-ледяному"склону на хребет. Вправо и влево от нас спускались довольно крутые склоны быстро переходящие в отвесы, зарубиться возможности особой не представлялось. К счастью, необходимости не было: в каждый конкретный момент игрок настолько плотно и глубоко сидел в склоне, что было больше проблем с его оттуда извлечением, нежели с какими-бы то ни было быстрыми и нежелательными его перемещениями. Потеплело. Сильно. А склон уверенно повышал градус. На таком склоне положено ходить длинным зигзагом, но поскольку каждий шаг был больше бглубь, нежели вдаль, приходилось оптимизировать по расстоянию. В момент когда в пороховницах заблестело донышко, Сашка обявил техническую часть маршрута законченой. Мы пробили траншею к одинокому булдыгану на склоне, сняли с себя абсолутно не пригодившиеся обвязки, оставили железо и веревку. На часах 9:30. Пройдено еще 350м. Решили выпить чая и сьесть колбасы. Долина полностю забилась пеной облаков, даже нашего лагеря было не видно. Время от времени оттуда вырывались протуберанцы тумана, но подобраться к нам у них не получалось: мы вошли в зону где солнце в секунды испаряло любую влажность. В этом было нечто ободряющее. Сашка забил копытом и "побежал"тропить. Не прошло и 20 минут как он отошел на 40м. Наконец и мы осознали что делать нечего, надо идти. Облегченные физически и морально (сознанием окончания течнической части) мы двинулись вверх по склону, которий, к слову сказать, ничем не отличался от предыдущих 300м. Но мы то знали! Нашей целью был пологий хребет, поднимавшийся на вершинный гребень. Сначала уплотнился снег, и уже через несколько минут склон справа оборвался вниз. Мы были на хребте! Радости нашей не было предела. По описанию в книге the rest was piece of cake. Как обычно, самое интересное началось именно здесь. Склон оказался 30', местами очень мягким, местами очень твердым. И главное - очень нешироким. В голове шумело от высоты, дорога просматривалась метров на 50 вперед - локальные бугры полностю загораживали будущее. Еще 2 часа работы и мы наконец увидели вершину. и сразу поняли что вершина нас не интересует. Вершина находилась в 100м правее и 19м выше точки где наш хребет выходил на вершинний гребень. Вершинний гребень представлял из себя сверкаущий на солнце и почти прозрачий карниз, кое где шириной с 1-2 метра, а кое где в 10-15. Гребень же по которому мы шли оканчивался довольно отвесной снежной стенкой. Часть карниза обвалилась и ледовые булдыганы каким-то честным словом все еще держались на вертикали. Зато в карнизе был пробой и в нем был наш шанс. Все это богатство находилось на расстоянии метров 300-400 от нас. И тут зазвонил "телефон". Наш верний Пемба вышел на связь ровно в полдень, как его учили. Узнав что мы в 20мин от вершины он искренне обрадовался и пообещал привести группу поддержки в base Camp на следующий день. Базар базаром, но на карниз надо було еще влезть, а веревка осталась далеко внизу,отчего было очень неуютно. Не знаю как кого, но подобная ситуация не располагает меня к размышениям. Напротив, принцип "что тут думать, прыгать надо"кажется наиболее целесообразным. Стараясь не думать о грустном и смотря только под ноги, я задвигалась вперед. Ребята все еще упаковывали радио, фотографировались и допивали остатки tylenol-а. Каково же было мое удивление, когда уже черз 5 минут я уперлась в стенку. Не знаю из-за высоты ли или по причине полного отсутствия привычных ориентиров, растояния оказались полность обманчивыми. 400м оказались 50-у, а ледяные глыбы прилипшие к стенке оказались снежками с дыню величиной. "Стены"было всего метров 6 и была она градусов 65 не больше, корниз - в пол метра. Жаль с веревкой ничего не поменялось. Делая огромную траншею в рыхлом снегу, я полезла вверх. Карниз оказался немного плотнее чем ожидалось, но обломался без проблем. Снизу мне все время деловито советовали "быть по-осторожней". В КАКОМ СМЫСЛЕ? и вот мне удалось высунуться за гребень... При взгляде вниз по другую сторону хребта закружилась голова и вместо того чтобы победно вскочить и замахать ледорубом мне удалось лишь оседлать гребень, прижавшись в нему животом. Сашка подпирал сзади и просил подвинуться. Ему, видите ли, не хватало гребня справа и слева от меня. Сдвигаться не хотелось. После ожесточенной дискуссии меня заставили отползти на метр. Семья из 3 студентов тяжело дыша взгромоздилась на гренень. Guy испустил победное "Е-ха!!!"уткнувшись носом в снег, мы ему вторили в похожих позах. В конце концов тщеславие победило трусость и мы слегка выпрямились что бы сфотографироваться. Часы показали 12:35 и мы ломанулись вниз.
Снег стал еще более мягким и сползал пластами, почти весь спуск пришлось проходить аккуратно лицом к склону. На ледниковую полку мы спустились к 4pm. Связались по радио с Костей, который был всего лись в 150 метрах ниже нас. К сожалению, путь к нему преграждал висячий ледник которий надо было обходить далеко справа по кулуарам и сыпухам. В воздухе завитали шальные мысли на тему "не дюльфернуть ли нам?!" но разум победил и мы потащились в каменные дебри. 2 мучительных часа спустя мы вошли в лагерь. Костя добил нас оконщтельно своей жизнерадостностью, разговорчивостью и новостью о том что "мыши утащили все сало". По-моему ему не поверил даже Guy. Мы вяло выпили по кружке чая и завалились спать.

В суету городов
Спалось не особо, и уже в 5ам я вылезла пофотографировать рассвет. Небо было ясным, снег замерз и трещал под ногами. Было холодно. Но возвратиться в палатку не было никакой возможности - передо мной был весь Тибет и горизонт быстро окрашивался пламенем. Народ поднимался по одному и в истерике тватался за фотоаппараты. К 12 весь снег на сыпухе растаял и мы пошли вниз. В Base Camp нас встретили носильщики, жали нам руки и рвали из них рукзаки. В Kyanjin Gompa нас ждал торжественний ужин с пирогом.
Программа наша была почти выполнена, была идея сходить на какие-то высокогорные озера, но было это организационно сложно и почему-то не хотелось. С хорошей погодой в селе появилось намного больше туристов и было понятно что этим не кончится. И тут нам захотелось покататься на слонах. Нам расказывали что вроде можно... Оставалось 5 дней до отлета. Из них 3 надо было идти вниз. Тут выяснилось что можно спуститься за день. Ну не совсем туда же, но можно. Носильщики сказали OK на 12 часовой день и мы вышли в 8ам. День был жаркий, на встречу тянулись караваны портер-ов и туристов, а мы все шли и шли. В 8 вечера стемнело и носилщики остановились. Они сказали что в темноте идти не могут. Мы дали им фонарики и все вновь пришло в движение. В 10 вечера мы ввалились в гостиницу в Дунче. Заказали всем обед и алкоголь. Обяснили что мы угощаем. Народ помялся и заказал по порции курицы в дополнение к обычному рису. Все как один. Ну-ну.
На следуущий день мы были в Катманду и Urgen (travel agent) уже организовывал нам полет в заповедник.

Слоны.
Заповедники на юге Непала могочисленны но похожи друг на друга. В них водятся разнообразнейшие твари, в их числе носороги, крокодилы и тигры. Но интереснее всего то что в каждом заповеднике есть "слоновья конюшня"поскольку это единственно возможний вид транспорта. Здесь сильно чувтвуется влияние Индии и английских колоний. Все сделано что бы позабавить белого человека, будь то охотой, рыбалкой или birdwatching. Служители заповедника носят форму и книжки по флоре и фауне; в лубой момент вас отведут на экскурсиу на слоне или пешком, только пикните. Наше недолгое присутствие в заповеднике было окрашено:
Прогулками по джунглям на слонах,
Прогулками по джунглям без слонов,
Купанием слонов,
Водными прогулками на местных каное,
А так же большим количеством дешевого и не вкусного пива.
Назад мы возврашались как заправские путешественники на крыше автобуса.

Описаний Катманду на web-е так много, что я пожалуй не стану увеличивать энтропию и злоупотреблять вашим вниманием. Скажу только, что после гор город вам покажется центром вселенной, еда замечательной, а памятники и сувениры развлекут вас дня на 3.

Материал подготовилa - Оля Миркина
Оформление - авторское, Ира Закс
Ваш отзыв:
Имя: E-mail:
или почитайте, что пишут другие.