Экспедиция в Кордильера Бланка (Перу)
Июнь-июль 2001 года
 Чопикальки
 Владимир Кельман

Суббота, 14 июля. Рано утром, когда было ещё темно, Олег постучал в нашу с Андреем комнату и разбудил меня. Пора было отправляться. Быстро съели традиционную яичницу и булочку с маслом, которые подал нам одетый в тёплую куртку (было холодно) работник гостиницы. У закрытых дверей гостиницы уже появился и позвонил таксист, с которым мы договорились вчера вечером. Мы закинули рюкзаки в багажник всегдашней Тойоты-Короллы (похоже, что других машин в Перу не признают) и отправились. Знакомая дорога вела, постепенно понижаясь, на северо-запад. Вскоре мы проехали мимо поворота на селение Collon, откуда начинаются подходы к Ишинке, потом миновали живописный городок Carhuas; справа показался величественый Хуаскаран. Мы проехали поворот на Musho и въехали во вновь отстроенный Юнгай. Здесь машина свернула направо с асфальтированного шоссе и начала круто взбираться по бесчисленным серпатинам. Опять мелькнул пахарь, направляющий соху за своим быком. По другому борту долины реки Rio Santa на коричневых склонах хребта Rio Negro виднелись многочисленные клочки возделанных полей. Поднимаясь всё выше и выше, мы скоро въехали в ущелье Llanganuco (произносится "Янгануко"). С обоих сторон над дорогой нависали фантастические стены. Мы с Олегом смотрели на них с противоположными ощущениями: я со страхом, а Олег - с восторгом. Прямо над головой на немыслимой высоте показывались снежные вершины. Вот скалы слева отступили и сменились массивным конусом выноса. Показывая на груды камней, шофёр объяснил Олегу, который немного понимал по-испански: здесь во время землятрясения 1970-го года погибла под завалом чехословацкая экспедиция. Долина ещё расширилась и справа от дороги появилоись изумрудно-зелёные озёра Llanganuco. Такие цвета я видел только в Фанах в незапамятном 83-м году....
Опять пошли бесчисленные серпантины. Дорога постепенно взбиралась на перевал Punto Llaganuco высотой 4737 м! Шофёр попытался высадить нас на километр ближе, чем требовалось, содрал с нас пару дополнтельных солей, и вот мы у цели.

Walk up through trees to a meadow (4300m),
where the normal base camp is situated, 1/2 h.

Подходы

... Нас высадили из машины на выступе дороги на высоте примерно 4200. Здесь ещё лежала тень, а напротив склоны гор Pisco (F/PD, 5752 m) и Chacraraju (ED1/ED2, 6108 m) уже были освещены солнцем. Chacraraju (произносится "Чакрараху") смотрелась просто фантастически, гигантские снежные ножи спусклись с крутейших склонов горы. Подобное я видел только на фотографии вершины Белая Волна в книге Марека Малятынского "В тени Канченджанги".

Бодро напялив тяжёлые рюкзаки (там лежали и пластиковые ботинки), мы двинулись по тропе через привлекательный лесок. Минут через двадцать мы вышли в зону цветущих альпийских лугов. Знакомо, как в Фанах, пахнуло коровами и ослами. А впереди открылся вид на массивную пирамиду Huascaran Sur и пик P5666 слева от него - это наш ориентир! Через полчаса, как и говорилось в книжке, мы вышли к базовому лагерю; здесь стояло несколько палаток, людей не было видно. Здесь надо было повернуть вправо и взобраться и на острый гребень морены по крутой тропке.

По другую сторону моренного гребня открылся ледник, весь заваленный серыми валунами. За ледником, со следующего моренного вала быстро спускалась группа людей. Мы присели на минутку, преобулись в пластик, спрятали кожаные ботинки в камнях до лучших времён и вышли на ледник. Путь между валунами весь был промаркирован частыми турами. Встречная группа оказалась швейцарцами. Они рассказали нам, что кто-то не смог подняться на Chopicalqui из-за глубоко снега в районе вершины. Кольнуло неприятное предчувствие, но Олег бодро двинулся дальше, раздумывать было некогда. Мы пересекли ледник и подошли к основанию следующего моренного вала, разделяющего ледяные потоки, текущие с Хуаскарана и Чопикальки. Присели передохнуть и я опять сфотографировал сияющие стены Чакрараху.

Мы находились в горах уже две недели и были хорошо акклиматизированы. Поэтому последующий подъём по осыпному гребню морены, всё выше и выше, час за часом, on a good path then loose boulders, хотя и был утомительным, но не слишком. Присели отдохнуть в метре от головокружительного обрыва на ледник Чопикальки (фото). Жарко! Я прикорнул немного, а Олег пошёл вверх, велев мне не засиживаться - не то засну совсем. До morain camp, расположенного на высоте 4900 м в складке морены у отрогов Huascaran Norte, было уже недалеко. Уютное место, несколько палаток стоит, только у скальной стены справа что-то погромыхивает. Но камни явно шли не сюда, иначе бы это место не было Лагерем и не стояла бы, прижавшись к стене, палатка швейцарца. Поставили лёгкую однослойную палатку Marmot, которую одолжил нам Андрей. Приготовили ужин и с аппетитом поели. Было ещё рано и приятно сознавать, что можно хорошенько поспать. Наконец-то пришла акклиматизация! Сон был спокойным, голова не болела.

Воскресенье, 15 июля. Десятком метров выше морена заканчивалась, путь к штурмовому лагерю пролегал по закрытому, но не крутому леднику. Оставляя слева сераки, покрытые сосульками и перепрыгивая через трещины, мы в приличном темпе поднимались по твёрдому утреннему фирну. Стены Хуаскарана, сначала северного, а потом южного - мы прошли мимо ледопада, спускающегося с седловины Garganta - тянулись справа (фото). Впереди и вверху маячила снежная вершина Чопикальки, но до туда ещё два дня хода! Сегодня у нас скромные планы: дойти до штурмового лагеря на высоте 5 700 м. Самочувствие и настроение было прекрасным, погода тоже (за всё время нашего пребывания в Андах не было ни одного дождя). Я приотстал от Олега и сфотогровал как он поднимается по тропе, огибающей слева пик 5666. Становилось жарко и опасно: снежные мосты через трещины начали таять. Мы связались и часам к двум вышли наконец к лагерю.

Место было потрясающе красивым, небольшое углубление в склоне рядом с громадной дырой бергшрунда, увешанного сосульками. Прямо над нами высились склоны Чопикальки с разбросанными там и тут громадными и причудливыми сераками, внизу из под набежавших облаков проглядывали скалы пика 56666. Да, ради такого зрелища стоило ехать в Анды! Однако становилось нестерпимо жарко, нечем было дышать, и мы залезли в палатку, открыв её с двух сторон, чтобы продувал ветерок. Пробудились от дрёмы часов около пяти, неспеша приготовили ужин, поели с удовольствием и легли спать. Завтра - вершина!

Though dwarfed by the neighboring Huascaran, Chopicalqui
is actually one of the highest peaks in the Corillera Blanca.

Вершина

Понедельник, 16 июля. Спалось мне очень хорошо и просыпаться в час ночи не хотелось. Но мы вроде за этим сюда и приехали? И около двух ночи, поев и собравшись, мы выходим наверх, светя себе фонариками. Темно, монотонный подъём по довольно пологим, снежным склонам, только стараюсь не отставать в полудрёме, чтобы верёвка не дёргала Олега. Но я наконец в форме, ничего не болит, и держаться за лидером нетрудно. Тем более, что Олег не спешит. Спешить не надо, надо беречь силы. Время от времени мы присаживаемся отдохнуть на пару минут, разговаривать не хочется, да и дыхание всё же затруднённое, ведь мы подходим к шести тысячам. Но как-то всё нестрашно, совсем не так героически, как это виделось издалека из Штатов прошлой зимой.

Светает, склоны становятся всё круче. Выходит солнце и отбрасывает гигантскую тень Чопикальки на склоны Хуаскарана позади нас. Я не взял из штурмового лагеря свой Nikon, иду только с крошечным аппаратиком Yashica 4T. Все мои попытки приспособить к нему warming filter окончились неудачно, фильтр не держится. Что ж, будем потом смотреть голубые слайды. Вовремя вышло солнце, потому что мы подходим к техническому участку. Слева нависает гигантская фирновая стена. Смотрю на неё со страхом, не зайти мне опять... Но мы уходим правее и упираемся в бергшрунд, перекрытый крутым фирновым мостом. Олег лезет первым, я страхую. Потом он принимает меня. Ну что, вот и альпинизмом занялись, говорит Олег, не всё по пупырям таскаться. Я дышу как сумасшедший, высота больше шести. Склон здесь завален осколками льда с нависающей стены, и лучше не задерживаться. Опять траверсируем вправо, пересекаем ещё один берг и траверсируем опять. Склон становиться круче, градусов до 45, мы идём по тропе по рыхлому снегу вправо. Гора под нами уходит куда-то далеко вниз, а страховка "психологическая": воткнутый до конца ледоруб практически не держит. Идём попеременно, но ПАДАТЬ НЕ НАДО. Здесь работает индивидуальная техника. Склон кончается, тропа переходит через угол и по его краю, по другой грани ребра начинает взбираться вверх. Короткий участок идём на три такта и попеременно (follow the narrow and exposed ridge to the submit, сказано у John'a Biggara'a). Далеко, на километры внизу видны коричневые долины. Но вот подъём делается пологим, ещё пара взлётов... и я вижу Олега, сидящего на снежном бугре впереди. Вершина!

Я делаю фотографию, а Олег вдруг говорит, чтобы я принял его, и как-то очень острожно подходит ко мне. Оказывется он сидел на снежном карнизе! Когда он подходил, было непонятно, что это карниз. Олег фотографирует меня, пара кадров панорамы хребтов, прикрытых облаками, и мы уходим вниз, навстречу Хуаскарану.

Спуск проходит быстро и без приключений. Я задерживаюсь и делаю фотографию магической красоты вершины, на которой мы только что побывали. Вот она - Chopicalqui! Часа через два-три ходьбы, около полудня мы уже подходим к нашим палаткам. Здесь опять нестерпимая жара, ни дуновения, а около палатки сидит группа немцев и ждёт, когда освободится место. Более двух палаток здесь не поставить. Мы заваливаемся в палатку и пытаемся отдохнуть. Стоит приподняться, темнеет в глазах. Через часок мы находим в себе силы приготовить еду и собрать палатку. Выходим вниз и буквально в десяти метрах попадаем в зону прохладного свежего воздуха. По раскисшему снегу и непрочным мостам мы сбегаем в моренный лагерь. Под конец я сильно отстаю от Олега: мне показалось опасным траверсировать без кошек, справа внизу ледник с разломами. Олег же абсолютно уверен в себе и быстро глиссирует вниз. Это называется: мастерство не пропьёшь! Всё, можно расслабиться, мы в лагере.

A beautiful massif of three summits (N, S and W) rising
like the points of a crown the glacier filled basin (5800m) between them.

Домой!

Я уже залез в палатку, когда Олег предложил мне вылезти и посмотреть на вершину Huandoy. И я кинулся за фотоаппаратом: в закатном солнце нежно розовел фантастический замок, а правее синел Chacraraju! Стоявшие неподалёку австрийцы сказали нам, что после Чопикальки они планируют Huandoy. А вообще они здесь уже не первый месяц!

Вторник, 17 июля. А утром Huandoy предстал перед нами уже другим, но не менее прекрасным в резких лучах солнца. Мы быстро спускались по морене, когда справа грохнуло и гигантские массы льда, отколовшись от восточной части ледника Copicalqui, потекли вниз, в сторону базового лагеря.

Спустились, пересекли ледник, забрали кожаные ботинки из тайника, и вот мы уже подходим к base camp. Люди здесь встревожены: они боялись, что их накроет обвалом. Последний взгляд назад на Huascaran, вперёд - на Chacraraju. Пока я фотографировал, Олег убежал вперёд, а я сверху вижу, как с первала спускается вэн-коллективо. Изо всех сил бегу вниз, но можно было и не напрягаться, шофёр согласен подождать. Вниз, вниз, мимо изумрудов LLaganuco, пересадка в Юнгае (нас пытаются посадтиь во все машины сразу). Проезжаем через городок Carhuas, на его улицах играют дети, а вдали виден Huascaran. И вот мы в Хуаразе, в нашей гостинице. Душ, ресторан, кайф!

На следующее уторо, 18 июля, мы уезжаем в Лиму. На выезде из гор, автобус на час останавливается в местечке, которое тоже называется Юнгай. Здесь выращивают бананы. Последние взгляды на горы, и вот мы уже едем мимо унылых пустынь. Вечером мы благополучно уезжаем в Штаты. Но мы вернёмся!

Литература

1. John Biggar. The High Andes. The Andes - A Guide for Climbers. Published in Scotland by BigR Publishing. 1999. Много очень полезной общей информации и описание в основном стандартных маршрутов на наиболее популярные вершины. Книга охватывает все Анды от Венесуэлы до Чили.
  2. David M. Sharman. Climbs of Cordillera Blanca of Peru. Published by Whizzo Climbs in Scotland. 1995. Описание большого количества технических маршрутов на вершины Кордильера Бланка. Написана несколько суховато.