Турклуб им. B. Смирнова | Weekly - все выпуски | Напишите нам

Выпуск 98. Заметки о восхождении на Эль-Капитан, маршрут "Nose"

3-7 августа 2003

"Покупать дрова для костра так же пошло,
как покупать software"
Тарас Митропан

День 0

После вчерашних "песен у костра" с подьемом никто не торопит, и завтрак превращается в обед. Погода неожиданно хорошая! Обсуждаем планы - вдруг выясняется, что мы с Лешей и Тарасом лезем Нос на Эль-Капитан и выходим на обработку уже сегодня. Начинаются не вполне организованные сборы. "Воды берем 9 литров" - говорит Леша, - "мы брали столько на Half-Dome". Это потом уже на стене он расскажет нам, как на последней ночевке на Half-Dome они нашли воду "зеленого и коричневого цветов. И поскольку воды у нас уже не было совсем, зеленую прокипятили и выпили". Далее извлекается моток 7 мм статической веревки. "Купил здесь - мужик сказал, что держит 2 тонны. Смотри, не весит вообще ничего!". Вспоминаем, что на жумарах написано 8-13 мм. Веревка привязывается к дереву, испытываем жумары - держат отлично. Сортируем железо. У нас есть очень большой Camalot #5, но по схеме нужны 4 и 4.5. Тем временем уже почти 4 часа, а мы еще не собраны. Выходим, запихав в рюкзаки то, что успели собрать - с остальным разберемся завтра.

Идти до Эль-Капитана оказывается довольно долго. Потом блуждаем под стеной, потеряв тропу. Наконец, нам показывают, куда идти, мы находим очевидное начало маршрута и стартуем. Впоследствии оказалось, что вместо того, чтобы подойти к началу первой веревки пешком, мы пролезли еще один короткий маршрут под названием "Pine Line". Но вот уже пошли первые веревки самого Носа. Леша лезет первым на одинарной веревке 9.6 и тянет за собой 7-ку, иногда вытягивая на ней дополнительное железо. Тарас жумарит на 7-ке с верхней страховкой, потом он страхует Лешу, а я тем временем поднимаюсь на вытянутой Тарасом 10 мм веревке.

Жумарить здесь несложно, веревки идут прямо вверх,и у стены есть небольшой положительный угол. Уже не жарко, солнце уходит со стены, но противоположная сторона долины еще освещена. Впереди меня по маршруту 5.11 прыгает маленькая лягушка - вот это да! Леша продвигается вперед быстро, и до темноты мы поднимаемся до Sickle Ledge - пройдено 4 веревки. Оставляем тут рюкзаки и железо и дюльферим вниз уже с фонариками. К полуночи возвращаемся в Camp 4.

День 1

Встаем невыспавшиеся. Мое предложение перенести выход назавтра естественно отвергается. Зато Женя и Илья одолжили у кого-то машину и подвезут нас к началу маршрута! Леша едет в магазин и возвращается с фрэндами нужного размера - теперь можно выходить. На поляне под Эль-Капитаном спасработы - кого-то откуда-то сняли с переломом. Жумарим по оставленным вчера веревкам до Sickle Ledge. Уже 11 часов, а сегодня надо много пролезть Но главное начать! И на маршруте кроме нас по-прежнему никого нет.

Маршрут уходит маятниками направо. Пытаюсь понять, как проходить это последним. Закладка и френд остаются в скале - я до них и достать-то не могу, не то что снять. Зато пробитые шлямбурами станции радуют глаз. Страх высоты - понятие относительное, если пристегнут к двум новеньким шлямбурам, то страх изчезает совсем. Жумарить далеко не так приятно. Двух жумаров мне мало - вяжу еще и прусик, но комфорта это добавляет мало. Стена становится все вертикальнее и неприветливее. Ветер уносит концы веревок куда-то за угол - не дай Бог застрянут. И зачем они взяли меня на этот маршрут?! Завтра скажу им, что я морально не готов, что мне нужна верхняя страховка в конце концов!

Наконец выбираемся на большую полку, где можно даже отстегнуться. Это Dolt Tower, 12 веревок снизу. На сегодня все? Нет, мы лезем дальше, к плюшевым ночевкам ("plush bivy for 4-6") на El Cap Tower. С площадки перила уходят вправо-вверх. У меня есть излишек 7-ки, я продеваю его в станцию и начинаю дюльферить направо, чтобы сделать перила вертикальными. Веревки не хватает и я застреваю посередине. Прусик затянулся, я болтаюсь у вертикальной стены, все это происходит уже в темноте с фонариком. Каким-то образом освобождаю веревку - куда меня сейчас понесет? Не несет никуда, небольшой маятник, и я зависаю спиной к стене. Надо что-то делать. Снимаю рюкзак и вешаю его на 7-ку, уфф, так гораздо лучше. Поднимаюсь к станции, Тарас помогает вытянуть рюкзак. Тем временем Леша пролез последнюю веревку (10-ю за сегодня), закрепил перила, подал команду, и тут же заснул. Вылезаем к нему: оказывается мимо плюшевых ночевок мы промахнулись, но здесь тоже неплохая полка, хоть и не отмеченная в схеме. Мы у подножия Texas Flake - огромной плиты, стоящей соверщенно вертикально и отдельно от стены.

Пьем чай и ужинаем. Какой кайф! Обсуждаем, как американцы могут ходить без чая - понять это невозможно. Устраиваемся на ночь. У меня нет ни спальника, ни коврика, зато мне достался самый ровный участок полки. Расстилаю рюкзак и веревку, и тут же засыпаю. Просыпаюсь ночью от холода, надеваю на себя все, что можно, и борюсь с холодом до утра.

День 2

Подъем опять неранний. Пьем чай и ждем, когда придет солнце. Наконец стартуем - Леша начинает лезть камин между плитой и скалой. Вчера маршрут шел направо, сегодня сплошные маятники и траверсы налево, набора высоты почти нет. Я делаю очередной неудачный эксперимент: ставлю жумары на 2 разные веревки. Так как веревки тянутся, в таком положении невозможно продвинуться ни на сантиметр! Я уже торможу движение команды - это никуда не годится. Проходим веревку вверх, и вылезаем на "Boot Flake", плиту в форме сапога, которая со стороны кажется еле прикрепленной к стене. Отсюда здоровый маятник ("King Swing") - и мы спустились на веревку вниз. Опять вверх, еще маятник, веревка траверса, веревка вверх и мы на ночевках Camp 4 - "poor bivy for 2". До следующих ночевок (Camp 5, 24 веревки) нам сегодня не успеть, останавливаемся здесь. Леша обрабатывает еще одну веревку, ведущую под "Great Roof".

Ситуация с водой становится несколько напряженной. Хотя мы и взяли в результате 12 литров вместо 9, и на эту ночевку вода у нас есть, но при нашем темпе еще одна ночевка на стене вполне возможна, и воды уже не будет совсем. Кипятим чай (по неполной кружке на брата), такое ощущение, что жажда не утоляется вообще. Делаем еще порцию чая, уже лучше. Пытаемся организовать спальные места. Сидеть тут можно с комфортом , но лежать только свернувшись в клубок.

День 3

На этот раз с подъемом не опаздываем. Выходим на маршрут с желанием вылезти уже наверх - воды осталось ровно по кружке на человека. Леша работает на Great Roof. Я усиленно фотографирую, хотя понимаю, что из этого получится на снимках .

После Great Roof одна за другой идут веревки поразительной красоты. Леша вылезает на площадки Camp 5 и находит воду! Много воды, и не коричневой и зеленой, а сверкающей, чистой и прозрачной ! Теперь будем жить. Лезем дальше. То есть лезет, как и раньше, Леша , Тарас страхует, а я в основном отдыхаю и наблюдаю за их работой. Команды "выдай", "закрепи", "подтяни" идут бесконечной чередой. Тарас работает просто самоотверженно. Как Леша потом говорил: "Тарас, ты иной раз так подтянешь, что в скалу впечатывает".

Вылезаем на большую площадку - Camp 6. Отсюда идет длинная и тяжелая веревка (Changing Corners - 5.13 crux of Lynn Hill's free climb). Пока Леша работает, я пытаюсь обработать Тараса в том смысле, что не заночевать ли нам на Camp 6, ибо день клонится к вечеру, а до верха еще 5 веревок. Тарас непреклонен - надо вылезать. Леша наконец закончил эту веревку и кричит сверху тоже самое: лезем дальше. "И ведь полезут сейчас, психи!". Но разум возобладал: Леша, отдохнув, соглашается, что надо оставаться на Camp 6, тем более что вода ведь есть!

Лезу за Лешей вынимать закладки - вот это да, вся веревка повисает в воздухе, не касаясь стены! Дюльферим обратно на Camp 6 и оборудуем лагерь. Площадка не такая уж маленькая, но неудобной треугольной формы, и с большой трещиной посередине. Забиваем трещину касками и всем, чем можно, и делаем ограждение из рюкзака для крайнего, чтобы не свалился с площадки. Скалы вокруг какой-то совершенно неземной причудливой формы, и в сумерках обстановка выглядит совершенно фантастически. Провешенные веревки висят в пространстве в стороне от стены, спускаясь откуда-то из пустоты. Обнаруживаем, что здесь живет мышка, она бегает вверх-вниз по вертикальным стенам совершенно свободно. Чай кончился, поэтому завариваем все, что можно: остатки сухофруктов, конфеты и т.д. Но как все-таки хорошо с водой!

День 4

Ночью мышке удалось все-таки поживиться остатками наших продуктов, но это нас уже не заботит. С интересом замечаем, что наши страховочные системы затянуты уже почти до предела. Жумарим по провешенным вчера веревкам, и Леша лезет дальше вверх. Мы в гигантском внутреннем угле, солнце здесь появляется нескоро, поэтому лезем в теплой одежде. Леша пролезает одну веревку, потом сразу две вместе (полные 60м), и вот мы уже на последней станции. Похоже действительно долезем до верха! Я чувствую, что глаза уже устали от одних только вертикальных линий. Хочется много плоского места, по которому можно кататься или лежать развалившись. Последняя веревка идет через большие нависания, и жумарить по ней просто обалденно: висишь в воздухе, не касаясь стены, под ногами почти километр вертикали до дна долины. Наконец у меня есть верхняя страховка и можно даже не спешить и полюбоваться пейзажем. И вот уже мы все наверху, время примерно полдень. Леша выкуривает последнюю сигарету - можно ошибиться с водой и едой, но здесь расчет точный ! Складываем вещи в рюкзаки и с трудом выбираемся на плоскую вершину Эль-Капитана. Отсюда 8 миль по тропе до лагеря.

Материал подготовил -Алексей Мазнев
Оформление - Ирина Закс
Редактор "Weekly" в отпуске по уходу за ребенком - Вадим Учитель.

Ваш отзыв:
Имя: E-mail:
или почитайте, что пишут другие.