Invitations
Reports
Photogallery
Memorial

А для тех кому больше нравится старый дизайн мы оставили все как было тут

Народная мудрость:
Если комаp попал в чай, значит, это уже суп

Weekly

Два рассказа про Liberty Ridge (Mt.Rainier)

Из окна самолета (да и из Сиэтла) Райнир выглядит совсем не так, как колорадские четырнадцатитысячники, которые я привыкла разглядывать каждый день. Гигантский снежный пупырь среди холмистой тайги, вдалеке еще один, и еще один. Это St. Helens и Adams.

1Нас встретили ребята из Сиэтла, Олег и Алекс, рейс из Бостона с Андреем на борту сильно задержали, поэтому в Rainier NP мы ехали боясь не успеть застать рейнджеров. Но повезло, часов в 5 вечера нам выдали разрешения, и мы потопали к месту нашей первой ночевки – Glacier Basin. Тропа, размытая по осени, существовала только местами, чаще вместо нее был промыт глубокий овраг, переваленный деревьями. Ориентировались среди этого бардака по провешенным рейнджерами ленточкам.

1На следующий день нам предстояло подняться до нашего базового лагеря в Camp Shurman по Inter Glacier, это около километра набора высоты по снежному склону без трещин. Это же был и тренировочный день для хождения в связках по леднику. Две связки по 3 человека и: «Натянуть веревку! А то до вечера в связках ходить будете!» А рюкзаки не легкие, я ж как завхоз, рассчитывала, что все есть будут. Но народ моих надежд не оправдал.

1На Шурмане главный рейнджер Майк встречал нас с распростертыми объятиями и водкой. Оказывается, он ждал группу русских под руководством Димы из New Jersey. Но это были не мы, в чем пришлось признаться, и от водки отказаться. К вечеру начало хорошо дуть. Я нашла плоский камень для горелки, подняла его неудачно, широкой стороной на ветер, получился парус, меня положило обратно на склон. Сидящие у сторожки Андрей и Олег валятся со смеху. Мы построили ветрозащитную стену для наших палаток, но хлопало и трепало всю ночь.

Часов с 3 утра Дима выглядывает регулярно из палатки, но погода не катит, пока в 7 утра Андрей не известил нас, что видит группу на склоне ледника Эммонс. Тут мы резко забегали и стали собираться. Связываемся в одну длинную связку из 5 человек, потому что Антон идти на вершину отказывается и собирается вниз. Странный выбор.

1Я иду первой в связке: некий компромисс между наличием теоретических знаний и необходимостью их применять. Также мой темп попадает где-то в середину между возможностями всех участников. Вообще-то там тропа наверх, но заглядывать в трещины очень увлекательно. Пыхтим вверх долго, часов 5-6, пока Олег не заявляет, что боль в колене стала такой острой, что дальше идти он не может. К тому же и Алексу идется не очень хорошо. Все остальные в любом случае планируют подняться на вершину по второму маршруту. Ну что ж, идем вниз. Оказывается, нас всё это время наблюдали от домика рейнджеров в бинокль, а потом ещё и похвалили за хорошую работу.

На следующее утро сгружаем всё, что не хочется тащить на Liberty Ridge, бедным Олегу и Алексу, так что их рюкзаки становятся едва подъемными. Провожаем их вниз. Сами тоже спускаемся, но по Winthrop Glacier, в низу которого пересекаемся с тропой идущей к Liberty Ridge от St. Elmo Pass. Пересекаем Curtis Ridge, подходим к Carbon Glacier. Помнится, кто-то очень не советовал мне туда соваться. Но выглядит совершенно не страшно. Впереди идет группа, ещё две – позади нас. Невдалеке от основания LR прямо поверх тропы валяются 1обломки обрушившегося серака, проходим это место побыстрее. На самом хребте склон становится круче, рюкзаки все ещё тяжелые. Но зато идти не скучно, мы наблюдаем обрушение сераков, которые откалываются от Ptarmigan Ice Cliff и в туче снежной пыли грохочут вниз. На Thumb Rock Camp, куда мы движемся, места под палатки очень ограничены, поэтому понятно желание Димы прийти туда не последними. Но у меня быстро идти не получается, очень жарко.

1В одном из путеводителей ночевка под Thumb Rock названа насестом. Так оно и есть. С одной стороны Willis Wall, по которой постоянно сыпятся камни, с другой – Liberty Cap Glacier, над нами – скалы из какой-то жутко непрочной породы. Так что в один момент, когда мы расслабленно рылись в рюкзаках, кипятили воду и вообще отдыхали, на нас вдруг посыпались камни. Палатку они, правда, обошли. Так что на ночь Андрей вырыл выше по склону широкую траншею, которая должна была эти камни задерживать, а Дима спал в каске и нам советовал.

1Утро началось в 2 часа. Уже к 4 мы вышли при свете фонариков и по следам полезли вверх по склону. Шли в связке, но страховать друг друга стали гораздо позже, перед ключевым участком. Как-то спелеолога спросили, как он лазит все эти жуткие вещи в пещерах. На что он ответил, что темно, куда падать не видно, а потому и не страшно. У меня осталось ощущение, что я тоже кое-чего в темноте не заметила, хотя на равнине были видны огни Сиэтла. Когда рассвело, обнаружились крутые склоны, которые впрочем тоже рассматривать было особенно некогда, потому что Дима шел первым и задавал такой темп, что мне было не до этого. Зато приятно было осознавать, что раньше я таких склонов находила достаточно, и сейчас они для меня совсем не проблема. Ближе к ключевому участку стали видны другие группы позади нас, и одна пара нас уже обогнала.

Через 5 часов карабканья мы подошли под ледовый склон крутизной градусов 50. Выглядел он совершенно нестрашно, так что я с радостью приняла предложение Димы полидировать. (Неизвестно, сделала бы это я, если бы этой зимой на Ice climbing clinic инструктор не заставил пролезть такой же лед, но без ледорубов, на одних кошках. А тут еще рюкзак сняли и ice tools дали – роскошь!) И всё же это чисто по-русски – разрешить в первый раз лидировать человеку, раньше этого не делавшему, на реальной горе, а не в учебных условиях. К этому времени вокруг нас лезло еще не меньше 4-5 связок, вот американцы потом удивлялись, что это мой первый раз.

1Вылезли на Liberty Cap, посмотрели остаток маршрута, остановились на обед. Ветер, холодно. А еще надо спуститься в седловину и снова набрать метров 300 высоты до вершины. Ну и нудный же участок! На вершине – кратер, этакое заснеженное футбольное поле, точки – люди, пятна – палатки. Мы залезли в вулканическую пещеру – обыкновенно: мокро, грязно, с потолка, правда, ледяного, капает, зато не дует. Пожалуй, это была самая холодная ночь в походе.

Утром мы рассчитывали за несколько часов спуститься по Эммонсу до Шурмана и на приключения не закладывались. Я ожидала увидеть слоновью тропу, но вместо этого мы следовали паре следов, которые нас благополучно и завели в непонятно куда. В этот момент 1Дима выпустил свой рюкзак, тот заскользил по склону, перепрыгнул через одну трещину и скрылся в другой. Зато появилась определенность куда идти – за рюкзаком, конечно. Первая трещина была легкой – просто оттолкнуться от одного склона и приземлиться на другой. Вторая – посложнее. Для страховки мы использовали снежный самосброс, американцам не знакомый. Когда мы его сдергивали, испугали идущую за нами группу: они были уверены, что ледорубы летают только при очень плохом стечении обстоятельств, ну уж никак не по плану. Мы их успокоили и отсоветовали идти за нами. Во второй трещине мне пришлось повозиться, пока я не додумалась скинуть рюкзак, тогда жизнь пошла веселее. А когда я по совершенно мягкому снежному склону вылезла на другой край трещины, то обнаружила, что вокруг очень даже красиво. Андрею тоже пришлось несладко. С утра его мучала горная болезнь, а упражнения в трещине и здоровому человеку даются очень тяжело. Дима выловил свой рюкзак, и мы отправились вниз по леднику. К этому времени снег совершенно растаял, налипал на кошки, идти было жарко и тяжело.

1Долгожданный Шурман и обед там. Безлюдно, в отличии от Memorial Day, когда здесь стояло 6-7 палаток. Спуск по Inter Glacier отмечен попыткой глиссировать и мокрыми задницами. Речка прибавила в весе и ее пришлось перебредать, а не перепрыгивать. К парковке пришли уже в сумерках. Там готовились к отъезду ребята, с которыми мы пересеклись на Liberty Ridge. Они встретили нас возгласами типа: «А, эти русские живы!» Сами они не стали спускаться по Эммонс, а свернули на Camp Muir, где дорога по леднику отмечена вешками. Потом их подвезли рейнджеры, а они соответственно подвезли нас. На такой человеколюбивой ноте закончилось наше путешествие.

Текст : Женя Кувшинова, фото: Дима Шаповалов.

Другой взгляд на то же самое восхождение