Турклуб им. B. Смирнова | Weekly - все выпуски | Напишите нам

Выпуск 90. DENALI 2003

Этим летом наша группа из 6-ти человек побывала на Denali, Alaska. Наша группа - это Катя Воротникова, Дима Широков, Сергей Меньшенин, Виктор Лямцев, Алеша Беспальчиков, и Боря Дынкин. Все мы из Boston area, кроме Сергея, который из CА. Вот короткое описание нашей поездки с фотками. К сожалению фотографов ранга Володи Кельмана (и даже близко) среди нас не было, так что уж извините... несмотря на мою нелюбовь к English Units, высоты даны в футах, так как все карты, описания - в футах. И ещё: карты (map1.jpg и map2.jpg ) не будут видны как следует на экране, так что лучше их "save on hard drive" и открыть в каком нибудь "image files viewer".

План и подготовка

План наш был таков: акклиматизироваться на стандартном маршруте (West Buttress - Аlaska Grade 2), а потом попробовать West Rib (Аlaska grade 4!) map1.jpg. Группа подобралась довольно сильная и опытная, многие с опытом высокогорных восхождений в России и Гималаях. Тем не менее к Denali мы готовились довольмо основательно: часто ходили зимой на Mt. Washington по техническим маршрутам, бегали, много времени затратили на подготовку снаряги и разработку стратегии и тактики. Впрочем у меня были сомнения в осуществимости этого плана для меня: не такой уж я здоровый , район и условия незнакомые, да и я уже не первой свежести: 45 лет все же. Так что я думал, что для меня очень не плохо было бы "просто" залезть на вершину по стандартному маршруту. Впрочем, West Rib манил и завораживал очень.

Стандартный Mаршрут (West Buttress)

Прилетели мы, как водится, в Аnchorage, встретились с Сергеем М., докупили еды, а наутро за нами приехал van и нас повезли в Тalkeetna, откуда летают на Denali. Ranger, у которого мы проходили интервью в Talkeetna, нам очень не советовал идти сразу на West Rib, - сказал что маршрут сейчас лавиноопасный. Мы впечатлились и решили следовать первоначальному плану и идти сначала на стандартный маршрут, а потом уже решать, что и как, в зависимости от оставшегося времени и погоды. В Тalkeetna нам пришлось провести 1.5 дня в ожидании летной погоды, но наконец мы летим! pic007.jpg

Прибыли на ледник (7.2K) вечером 16 июня. Контраст между зеленой Тalkeetnoj и нашей новой средой обитания - разительный (pic012.jpg). Закопали еды на несколько дней около взлетной полосы, упаковались, впряглись в саночки и около 11 вечера наконец вышли с запасом еды аж на 25 дней. Идти в эту ночь было легко - все замерзло, и подъем небольшой. Дошли мы до перекрестка главного ледника Кahiltna glacier с боковым его притоком NE Fork of Kahiltna (7.8K). Это наш базовый лагерь, здесь развилка на West Rib (PICT0208.JPG). Наутро проснулись: виды - обалдеть (PICT0026), погода - ещё лучше. Закопали мы еду для West Rib, дождались ночи и пошли дальше по проторенной тропе (pic027).

Погода изменилась, пришли облака, пошёл снежок, но идти это не помешало (pic032). Следующая ночевка у нас была на 9.4K, а потом мы переключились на дневное расписание и сразу пошли в лагерь 11K (pic042.jpg - Алеша и Дима). В лагере 11K мы провели два дня, оставили тут санки и снегоступы. В первый день мы отнесли заброску в лагерь 14.2K (Jenet Basin Camp) и вернулись назад. А на следующий (5-й) день переехали в Jenet Basin camp "насовсем" (map2). Погода в эти дни была довольно паршивая - снег, облака, но как видите (pic055) довольно тепло (некоторым). Народ на маршруте в основном сидел и ждал лучшей погоды но мы, воспитанные партией и правительством, а также нашей местной мелкой горушкой Mt. Washington, ждать не хотели и ходили вверх-вниз по уши в снегу. Участок между лагерем 11K и Jenet Basin несколько более крутой, но идется пешком без всяких проблем. Знаменитый Windy Corner, считающийся ключом нижней части маршрута, никаких техническох затруднений не вызвал и трудно их там представить.

На следующий день в Genet Basin мы устроили первый день отдыха. Культурная программа включала читку Чонкина (pic058) который на этой высоте был ещё смешон. В Genet Basin мы наконец пересеклись с "дружественной" группой которая приехала из России (Черноголовка, Мос. обл.). Их было четверо, трое из которых прилетели прямо с Эльбруса, уже акклиматизированные. Между собой мы их звали просто "Черноголовка". С "Черноголовкой" мы поддерживали радио контакт, общались в лагере во время отдыха, и вообще следили друг за другом и были готовы помочь, если что. Но ходили мы отдельными группами, еда и снаряга тоже была отдельная.

После дня отдыха мы приступили к более серьёзной части нашего предприятия - понесли заброску (крохотную, еду и топливо на 4 дня) в верхний лагерь на 17.2K. Эта часть маршрута состоит из снежно-ледового склона, который выходит на гребень под названием West Buttress (16.2K), а потом где-то километр по гребню до лагеря 17.2K. На склоне висит метров 300 перил (pic061), они не очень нужны но все ими пользуются - все же высоко и тяжко. Погода опять не блеск но на гребне все же кое-что было видно (pic067.jpg, PICT0080). Наконец дошли до верхнего лагеря (PICT0087), с трудом закопали заброску и - вниз, к кислороду (PICT0093) и сортиру (PICT0094) в Genet Basin Camp.

На следующий день мы устроили ещё один день отдыха, но на этот раз культурная программа включила песни и пляски (PICT0096) в исполнении "Черноголовки". Наутро после концерта мы передвинули лагерь на 17.2K. Надо сказать, что в этот день на небе были грозные лентикулярние облака, предвещающие шторм, и я ныл, что может мол не стоит идти наверх. Но никому не хотелось ждать у моря погоды, и мы пошли. Рюкзаки на этот раз были потяжелее, так что в лагерь 17.2K мы пришли весьма уставшие. Как раз когда мы подходили к 17.2К задул ветер и стало плохо видно. Но тут нас встретила "Черноголовка", показала место для палаток, ветер улегся как по волшебству, и все стало хорошо. у нас был день отдыха а "Черноголовка" пошла на вершину. Около 7-ми вечера они сообщили по радио что все четверо на вершине. Ура! Это был их 8-й (если я не ошибаюсь) день на горе, не слабо! Ну а на следующий день пошли на вершину и мы

День для вершины выдался опять довольно гадкий - облака, ветер, снег, но на 17.2K сидеть лишнее время никто не хотел, и мы, как водится, пошли. Прямо от лагеря маршрут траверсирует к Denali Pass. Понятно почему там больше всего народу гибнет - на обратном пути сил нет, а там надо аккуратно - круто и падать есть куда. Дошли мы до Denali Pass (18.2K), а там, естественно, задуло. Надели свои намордники, противно, но вроде жить можно. Дальше маршрут долго идет по широкому гребню (map2), пересекает плато и карабкается на предвершинный гребень (PICT0102). Гребень этот нас очень впечатлил: красив невероятно, такой тонкий, что ледоруб его насквозь протыкает, и весь гребень вполне требует веревки и аккуратности (PICT0104).

На вершине (20320) мы были не долго: передохнули, сфотографировались - и вниз. На обратном пути распогодилось (PICT0114), но задуло сильнее. В лагерь пришли около 8 вечера - усталые, но не смертельно. 7.5 часов у нас ушло на подъем и 2.5 на спуск. Спали, правда, долго; наутро собрали лагерь и дунули вниз до самого Base Camp у NE Fork of Kahiltna glacier (7.8K). А здесь нас опять встретила "Черноголовка" и напоила чаем. Очень своевременно и приятно!

На вершине мы были 26 июня, на 10-й день после прилета на ледник, что довольно быстро: в среднем этот маршрут занимает 3 недели. Почему нам так быстро удалось? Оптимальная акклиматизация; не было настоящих штормов; где можно (до 11K) шли без забросок; не делали забросок между лагерями; шли даже когда погода не слишком благоприятствовала любви. Чувства, что мы жутко перенапряглись, у меня, во всяком случае, не было. Наш главный просчет? Послушались guide book и взяли еды около ~850г в день на нос. А ели, наверное, меньше 600 грамм в день, да и дней оказалось сильно меньше, чем рассчитывали. В общем, половина еды осталась. Меньшее количество еды позволило бы зайти по стандартному маршруту с меньшими затратами сил.

West Rib

В базовом лагере (7.8K) у нас произошли перемены - Виктор и Сергей решили вернуться домой. Pабота, всякие заботы, да и на вершину уже зашли. Ну, а оставшиеся четверо решили, что если не будет снегопада, то все же попробуем. Исходили мы из того, что теперь у нас акклиматизации хоть отбавляй и идти надо быстро, в альпийском стиле. Расчёты показали, что 6-ти дней должно хватить, но в обрез. Я сомневался,что 6-ти дней на вершину хватит, но с радостью согласился, так как на самую вершину идти не хотел, а на то, что хотел, 6-ти дней было в самый раз (PICT0206).

План наш потребовал решительной борьбы с весом рюкзаков. В итоге мы взяли одну 3-местную палатку (маленькую), один примус, около 500 грамм еды на нос в день, и минимум одежды. Железа, правда, взяли в 2 раза больше, чем надо, но это святое.

За день до нас на West Rib вышла "Черноголовка". Дошли они до 9.5К, поставили лагерь, но тут некоторые из них чем-то отравились. Подумали они и решили на этом закончить сезон на Денали. A после 2-х дней отдыха нa Base Camp (PICT0120) наступила наша очередь попробовать West Rib. вышли мы ночью (то есть рано утром) 30-гo июня (PICT0121), но снег не замерз, так что шли в снегоступах. Подход под маршрут идет по NE fork of Kahiltna glacier (map2). Второе и вполне официальное название NE fork - Долина Смерти. Лавины тут бывают такие, что долину перекрывает полностью, ну и несколько групп не вернулось - потому и название. Висячие ледники (PICT0122) тоже не радуют, когда под ними идешь, так что шли молча, чтобы не разбудить тaм кого не надо (PICT0123). Дошли до ледопада (PICT0127) и потихоньку проползли через этот лабиринт (PICT0128). Наконец обогнули край West Rib и неожиданно увидели наш маршрут (PICT0129). Долина Смерти кончилась, мы попали в теплый и безопасный "цирк" в конце ущелья. Виды, что над нами (PICT0132), что напротив (PICT0134) - лучше не бывают. Место для лагеря (11K) - душу греет (PICT0135.JPG - Катя и Алеша). Поспали мы несколько часов, а рано утром полезли по кулуару (PICT0141) на caм West Rib.

Кулуар этот считается ключом маршрута, но нам, (PICT0149) воспитанным на Mt. Washington, он показался весьма тривиальным. Впрочем, ползли мы по нему с рюкзаками долго. Наконец, стали выходить на гребень (PICT0151). На гребне (PICT0154) стало хуже - снега полно, под ним лёд, крутизна как в кулуаре, и мы устали. А до 12.8K палатку ставить негде. Добрались мы до этого пятачка на 12.8K поздно, но тем приятнее была еда, питьё, и тепло (PICT0158.JPG - Алеша).

Третий день на маршруте был не легче. Снегу полно, сверху подсыпает (PICT0160), гребень крутой и с карнизами (PICT0183). Ночевку на 14.7K искали долго, все устали и замерзли. Наконец Дима нашёл место под бергшрундом (PICT0162). Поставили перила вокруг палатки для страховки - красота!

На следующий день очень не хотелось идти по снежному склону и мы пошли по скальному гребню. Гребень легким не показался - тут Дима показал класс и пролидировал все трудные места. Тем не менее за день поднялись очень мало и заночевили около 15.3K (PICT0175). Решили что завтра надо дойти до 15.8K (место где можно слезть на стандартный маршрут) и валить вниз: на вершину еды не хватает, погода не балует, снег глубокий. Я доволен - это как раз мой план. Но не тут то было: наутро проснулись - солнце (PICT0168), виды (PICT0169), a Катя и Дима говорят: "нет, в такой день вниз никак нельзя." Ну, а мы с Алешей думаем ,что как раз и отлично будет вниз в такой день. В общем, дошли мы вместе до 15.8K (PICT0196), отдали Кате и Диме еду, палатку, и примус, взяли мусор и лишнее железо и побежали вниз (PICT0190) к Genet Basin camp и дальше до Base Camp по стандартному маршруту (map2). На Base Camp у нас была закопана палатка, еда и примус, так что вариантов особых у нас в тот день не было. Ну, а к концу следующего дня, когда мы с Алешей ждали самолетика, чтобы улететь с ледника (PICT0209), Катя и Дима нам сообщили по радио, что они поднялись на вершину! Это был 6-ой день на маршруте. Ура! А тем временем мы с Алешей дождались самолетика и вечером уже пили и ели в лучшем ресторане Тalkeetna под названием "West Rib".

Материал и фото подготовил - Борис Дынкин.
Оформление - Ирина Закс
Редактор "Weekly" в отпуске по уходу за ребенком - Вадим Учитель.

Ваш отзыв:
Имя: E-mail:
или почитайте, что пишут другие.