Экспедиция в Кордильера Бланка (Перу)
Июнь-июль 2003 года
 Часть III. Nevado (Mount) Tocllaraju

Дневка, отправка "матрасников" вниз

Алексей Егоров: Сегодня расстаемся с матрасниками. Непонятно кто кому завидует: мы им или они нам.
Ослиные погонщики еще накануне справились у нас, не поменялось ли что, договорились о времени. Погонщик опоздал почти на час, считай - по-местному пришел почти вовремя. Двух ослов хватило для отправки четырех людей. Остались только горники. Мужики.
   Поделили снаряжение и продукты на основную часть мероприятия - вершину Tocllaraju. Отвели на все три дня, плюс один ужин в запас.
Наблюдали за двумя чудаками, которые, начав ближе к обеду, лезли с черепашьей скоростью маршрут West Face на Tocllaraju, они были где-то на середине подъема, когда их накрыла туча, у нас пошел дождь, стало холодно. Потом оказалось, что двойка провела ночь на стене, что это crazy словаки, что другие словаки их спасали.
Вещи мы оставили в домике у перуанцев. О цене не договаривались, потом заплатим. Оставлять вещи в палатке на поляне считается небезопасным, несколько лет назад именно здесь ограбили палатку группы Льва Янкилевича из Торонто.

High Camp Tocllaraju

Владимир Кельман: Встаём не слишком рано. Набрать километр высоты за день - задача вполне рядовая, хотя рюкзак чертовски тяжёлый - несём еду на несколько дней, палатки и "железо". Но всё же во мне просыпается азарт, я пытаюсь догнать идущих впереди, и это мне в какой-то момент удаётся. Потом Игорёк убегает вверх - ему хочется догнать Егорова. Я иду вслед за Ильёй Тимофеевым и время от времени фотографирую на ходу. Рюкзак тут снять, собственно говоря, негде.
Весь день мы наблюдаем на крутейших ледовых склонах Tocllaraju справа две чёрные точки. Они почти не подвижны, что вызывает тревогу. Не знаю, что у них там произошло, но на следующий день, говорят, двойке помогли спуститься, всё обошлось. "А мы пойдём другим путём" - наш первый берг хорошо просматривается чуть левее и выше скал. Ну вот, я наконец вылезаю наверх, ложусь на снег и ловлю кайф. Оказывается, здесь здоровенные снежные поля... хотя я видел их издалека и сверху вчера, когда поднялся на Урус. Видна тропка, уводящая вверх на склоны Tocllaraju, и несколько бергшрундов, которые нам надо будет пройти. Xорошо лежать и смотреть на небо! Ну а Ranrapalca (6162) напротив - "Ой, да что тут говорить, что рассказывать!"

Алексей Егоров: Подъем до верхнего лагеря (HC) Tocllaraju оказался не менее тяжелым, чем давешний подъем на Урус - хотя набор высоты меньше, зато рюкзаки довольно тяжелые. Через час, после того, как мы вышли из лагеря, нас обогнала группа, в которой вещи несли портеры. Потом еще одна группа. Потом еще. Некоторые наши слабовольные участники говорят очень нехорошие неспортивные вещи, что мол нам тоже надо было брать портеров. Стыдно за них. Расстянулись. Подъем занял от 4 до 6 часов. Акклиматизация еще, мягко говоря, не наступила, очень тяжело.

Час на выравнивание площадкие для палатки в ранклюфте. В общем, уютное место получилось, только теплое слишком. Начинаем выяснять обстановку, обсуждать планы. Настроя и сил ни у кого нет, только Марков рвется в бой. Решено назавтра никуда не идти, восстанавливать силы и надеятся на то, что еще один день помогут акклиматизироваться несмотря на уже не детскую высоту - 5200м.

Владимир Кельман: Каждый раз в походе я называю себя болваном: почему не тренировался, почему не спал по 8 часов, ведь знал же, как паршиво будет в горах. И каждый раз всё повторяется: дома иные приоритеты. Саше тоже трудно даются последние шаги. Надо быть осторожным. Под тяжестью рюкзака скатиться вниз на скалы к уже стоящей палатке будет глупо, пожалуй.
Лагерь 5200 располагается в щели между ледником и камнем. Кое-где ледоруб проваливается в узкий рантклюфт - трещину около скалы. Днём порода нагревается на солнце и лёд около неё подтаивает. Место очень защищённое. Здесь уже стоит парочка палаток. Чтобы подготовить место под наши, приходится довольно долго орудовать ледорубами и снежными лопатами, взрезая и откалывая фирн со склона и сбрасывая его вниз. Дыхание быстро сбивается и "крыша" слегка едет, но это классический способ активной акклиматизации - ещё Шатаев описывал в "Категории трудности". Сидеть, лежать - значит провоцировать горняшку. Вообще, мы молодцы - ужинаем с аппетитом. Головы болят у всех, кроме меня. Я так за весь поход и не брал болеутляющее.
Вдруг все как сумасшедшие начинают лезть по склону вверх. Скорее наверх, фотографировать Tocllaraju, розовую от вечернего солнца! Я тоже лезу с двумя аппаратами, впопыхах не захватив ледоруба. Нет, не долезть без него. Ложусь прямо на склон и фотографирую так. Руки трясутся, а штатива нет. Чёрт побери! Слезть обратно без битых фотоаппаратов окоазалось ещё более нетривиальной задачей.
В природе наступает   покой, а в нашем лагере - разброд и шатания. Соседи сообщили нам, чтоиз-за глубокого снега несколько человек не взошли на Tocllaraju. На Ranrapalca мы тоже не идём. Выдвигаем различные планы, но Лёша Егоров твёрд: мы должны провести ещё один день здесь на 5200, сходить повыше, посмотреть маршрут и акклиматизироваться, а следующей ночью попытаться сделать Tocllaraju. Хорошо, когда есть руководитель!

Выяснение обстановки

Алексей Егоров: Мы встали, а наши соседи к этому моменту уже возвращаются - говорят, что на гребне дует и холодно. Верится с трудом, у нас-то тихо и тепло. Еще кто-то возвращается.
Ходим на разведку в верхний лагерь, расположенный минутах в 30 от нашего, на леднике. Там только что вернувшиеся молодые французы. Сложно понять почему, но они тоже развернулись на полпути. Странно, нам представляются лютые морозы, которые возникают при выходе на гребень и многометровые сугробы. Похоже, что все вернулись.
Владимир Кельман: Палатка французов Bibler - мечта каждого альпиниста. Single wall, очень лёгкая, супер-прочная и стоит совершенно бешеные деньги. А мой крошечный Ricoh GR21 тоже ничего. Очень резкий и тоже стоит :)
Алексей Егоров: Нет, не все, около часа дня вернулась двойка, которая первая за последние несколько недель взошла на вершину. Подъем у них занял 7 часов, спуск - 4. Это обнадеживает. Решаем выходить в три утра.

Штурм вершины Tocllaraju (6032, PD+AD-)

Алексей Егоров: Без пяти минут три. Выходим. Фонарики почти не нужны - полная луна.

Владимир Кельман: Ночью, как водится, мы выходим на восхождение. Лёша Егоров пустил меня идти первым - просыпаться. Идём при свете фонариков. За нашей с Олегом связкой следуют Саша Марков и Лёша. Проходим первые засыпанные трещины и к рассвету поднимаемся к первому бергшрундту - мы рассмотрели его вчера на прогулке. Вперёд выходит командир и быстро и абсолютно уверенно преодолевает препятствие. Саша страхует через snow picket. Задержка ничтожна, но даёт мне возможность вытащить мой крошечный Ricoh...
... И вот Лёша уже наверху. Теперь черёд нашей связки. Хотя я последнее время занимаюсь ледолазанием, но берг этот прохожу менее уверенно. Одно дело - читсый лёд и два ледовых инструмента в руках, другое - фирн, ледоруб, и... есть куда лететь.

Алексей Егоров: Медленно. Очень медленно идем тремя связками. Через три часа доходим до первого берга. Уже светло. Проход простой, но требуется подстраховка через пикет. Выходим на тот самый страшный гребень, где должно быть холодно. Вышло солнце, жарко. По пути втыкаем вешки на всякий случай: если придется возвращаться в "молоке". GPS пишет трек с той же целью.
Идти заметно тяжелее, скорость всех трех связок примерно одинаковая, умирающая. Маркову становится хуже, но он пока идет.

Владимир Кельман: Высота около 5800-5900. Очень сильный ветер. Пологие снежные поля ведут к вершинному взлёту. Впереди самые сложные бергшрундты и крутые взлёты.
Ну почему, почему я такой болван? Почему не пошёл к врачу перед походом? Мучительно болит под ложечкой. Опять эта кислотность, чёрт его знает - что. Два года назад перед Перу я сходил к гастроэнтерологу, и он: хочешь - проглотишь кишку, посмотрим, не ли у тебя рака? - нет, спасибо, я как-нибудь так, - дал мне долгоиграющие таблетки, снижающие кислотность. А сейчас решил, что и так здоров. Теперь расплата. Саше Маркову впереди тоже не сладко. Он не успел акклиматизироваться. Дома иные приоритеты, и отвезти детей на дачу куда важнее, чем сходить в тренировочный поход.
... Наконец скучное и изматывающее передвижение по пологим снежным полям заканчивается, мы утыкаемся в первое серьёзное препятствие: громадная трещина шириной местами до десяти метров, пересекает маршрут.

Алексей Егоров: Следующий берг оживил. Действительно, огромная пасть во весь склон, шириной в некоторых местах метров 10, но сходящаяся в одном месте в узкий простой проход шириной меньше метра, с перепадом краев берга меньше двух метров. Много следов-ступенек, проход на двух молотках или молотке и ледорубе прост, но требуется нижняя страховка.
Веревка провешена, но перейти берг с жумаром по веревке не просто, если организм на пределе. После неудачной попытке пройти берг с зависание на веревке и спасением снизу подошедшими чилийцами, Марков остается ниже берга ждать нас...

Владимир Кельман: Прямо перед нами трещина сужается до метра, но верхний её край метра на два выше нижнего. Егоров уверенно проходит препятствие с млотком и ледорубом, поднимается по крутому снежному склону на длину верёвки и вешает перила. Рядом двойка Игоря Слепчина и Ильи Тимофеева легко преодолевает бергшрундт, Игорь лезет с двумя ледовыми молотками. Меня пускают вторым, верёвка провисла и я с одним ледорубом сначала не могу вылезти из трещины, но ребята подтягивают снизу верёвку, я прохожу и поднимаюсь по склону к Егорову.
Дальше иду первым. Иду - это только так называется. Ползу на карачках по довольно крутому склону, покрытому глубоким снегом. Несколько попыток, нога соскальзывает, шаг, ещё шаг. Попытка отдышаться. Опять шаг и ещё. Это тянется бесконечно, но вот бодрый голос Ильи предлагает сменить меня. Прямо над головой в разрывах облаков мелькает нечто ужасное. И это вершина AD? В 2001-м Chopicalqui была гораздо проще. Не пойду я туда. Но ещё немного - и мы на площадке перед очередным бергшрундтом, за ним - склон градусов в 50-60
... Kогда мы планировали восхождение, предполагалось, что я буду активно участвовать в прохождении технических ледовых участков: я довольно много ледолазил. Теперь я лежу под верхним "бергом", а Лёша спрашивает меня, не хочу ли я пройти его и крутой ледово-фирновый склон, ведущий на вершину. Нет, не хочу. Наверх, перейдя трещину слева по мосту, уходит Игорёк, начинает вешать перила. Параллельно попеременным ходом связками быстро поднимаются испанцы. В это время я слышу вызов по рации. Снизу сообщают, что Олег завис в трещине, но потом всё же сумел выбраться по сильно разрушенному нами верхнему краю - он стал значительно труднее, - а Саша, идущий последним, пройти не смог. Стоящие под нижней трещиной чилийцы помогли ему выбраться обратно на нижний край, и его самочувствие внушает опасения. Первый порыв у меня и стоящего рядом Ильи - надо бежать вниз. Но наш руководитель гораздо спокойнее. Я слышу, как Лёша выясняет у Саши, сможет ли он подождать три часа, одел ли он пуховку. Лёша в это время выпускает вверх Игоря, который находится на сложном склоне, где не может организовать точку страховки и вынужден двигаться вверх. Ситуация критическая, времени до темноты совсем немного, и даже спуститься немедленно проблематично: Игорь должен сначала организовать себе страховку. Получив подтверждение от Саши - а что тому оставалось говорить? - мы продолжаем восхождение.

Олег Шахтмейстер: ... Дa, caмaя трудная часть похода это писать отчёт. Koгда я подошел к "бергу", здесь уже побывало много народу и трещина значительно увеличилась. Я прошел её со второго раза на "жумарах". Саша страховал меня. Когда я вышел на всю веревку(50м), стал на самостраховку и начал ждать Сашу. После того, как он решил остаться внизу, и Леша дал добро на подъем к вершинному взлету, я начал двигаться вверх.
Подошел к предвершинному бергу, с нависающим верхним краем. Слева был мост, от которого начинались наклонные перила, провешенные Лёшей. Тут уже были Лёша, Вова, Игорь и Илюша, а также группа испанцев. Когда я поднялся к ним, оказалась, что Лёша и Игорь уже на вершине, на очереди Илюша и Вова.
Много мыслей посетили меня, когда я поднялся на вершину ("не зря я напросился в этот поход", "красота обалденная", "тренироваться надо тщательнЕе"). Испанцев здесь уже не было, вскоре и мы начали спускаться. Последним спустился кажется Леша и мы сдернули веревку. К следущим перилам подошли все вместе.
Перед прыжком через берг несколько я задумался (нелегко он мне дался с первого раза, и давненько я не делал этого). Саша нас ждал с нетерпением на площадке под "бергом". Здесь мы связались и потихоньку пошли вниз.

Владимир Кельман: Снизу по следам один подходит Олег. Вот наконец Игорь сообщает, что он на вершине и страховка готова. К нему уходит Лёша, потом я. "Жумарю" (пользуюсь зажимом, скользящим по верёвке). Я уже отдохнул и чувствую себя прилично. Прохожу эти полторы верёвки и отвязываюсь наверху. Оказывается тут надо ещё пройти метров двадцать по следам до вершины. Достаю фотоаппарат. Вид назад впечатляет - ребята на краю земли.

Мы поджидаем на верху Олега и вскоре по одному начинаем "дюльферять" по верёвке вниз. В просветах облаков иногда видно стоящего внизу Сашу. Последним уходит командир. Мы решили не выпендриваться и оставить наверху snow picket и петельку. Поэтому все просто спускаемся по верёвке и затем продёргиваем её вниз. Игорёк ругается: изготовители его куртки сделали такие карманы, что под обвязкой в них очень трудно залезть. В результате, пытаясь на вершине вытащить аппарат, он уронил и его и рацию. Рацию поймал, а аппарат с отснятой плёнкой (!) улетел вниз.

Олег Шахтмейстер: На спуске открылся прекрасный вид и мы шли, любуясь красотой гор (В.К.: Я при этом помирал от боли "под ложечкой", мы совсем отстали от остальных, а Олег меня терпеливо страховал). Спустились к месту лагеря уже в темноте, когда горы выглядели более "по домашнему". Подойдя к месту лагеря, мы долго ещё смотрели на горы вокруг, получая наслаждение. Быстро приготовили "Горный Дом" (звучит здорово) и чай (чайник конечно вещь удобная для гор, особенно когда не надо ничего варить), поели, и, лежа в спалъниках, болтали "о нашем, о мужском".

Возвращение в Huaraz

Олег Шахтмейстер: Проснулисъ поздно. Поели, собрались и начали спускаться. Лёша рванул вперёд, а мы спускалисъ неспеша, получая удовольствие от гор. Идя вниз, я вспоминал как несколько дней назад поднимался здесь, и казалось, что это был совсем другой склон.
До приюта дошли довольно быстро. Было принято решение идти вниз, если будут найдены ишаки. Переговоры с работниками приюта велись долго, но успеха не принесли. Язык общения был англо-испано-жестовым, так как англоговорящий работник ушел вниз. Мы сели на веранде приюта в ожидании... Через некоторое время пришёл караван ишаков из поселка, и Саша быстро уломал погонщиков отвезти наши рюкзаки вниз. Цену ему удалосъ сбить до минимума. Так как ишаков было мало, то процесс погрузки рюкзаков был весьма интересен для нас и тяжел для ишаков. У одного из ишаков подгибалисъ ноги, и он пытался увернуться от рюкзака. Илюша пожалел носильщика и взял ишака в свои руки.

До начала деревни дошли без приключений. Догнавший нас грузовик довез нас до "культурного центра" и мы разместились на крыльце одного из домов. Удалось договориться с водителем грузовика, что бы он довез нас до гостиницы. Быстро погрузились и поехали. Вспоминалось добрые старые времена, когда передвижение на кузове грузовика в горах достовляло удовольствие.
До гостиницы добрались быстро. И тут возник вопрос, хватит ли воды на всех чтобы помыться. Четверо из шести решили проверить местную "сауну" (звучит очень гордо), тем более что она находилась в 50 метрах от гостиницы.

Два момента врезались в память:
- запах эвкалипта;
- ресторан.
Положив вещи, мы пошли в баню. Веники были из эвкалипта, запах эвкалипта впитался "везде"; многие вещи пахли им через несколько месяцев после похода. После помывки мы пошли в "город". Илья и Игорь купили билеты на автобус в Лиму, затем начался поиск ресторана. Ресторан был маленький и уютный, лично мне не надо было есть, но внутренний голос молчал, и этот красивый бифштекс запомнился на долго. После этого ресторана выл еще один с блинчиками и официантом во фраке. Вообщем славно посидели. Утром сходили позавтракали в близлежащем кафе и приготовились к отъезду. Леша поймал машину очень быстро, и мы, попрощавшись с Игорем и Ильёй, поехали к вершине Караз.

Часть вторая. Base camp Ishinca и Mt. Urus Все фотографии Часть четвёртая. Caraz I