Поход с детьми в Долину 20-ти Озер, Туолумне и Йосемитскую Долину

Мы приехали к Mono Lake 18го августа на машине из Сан Франциско. По дороге выходили на перевале Sonora Pass посмотреть на горы. Хотелось успеть в Visitor Center до 5ти часов вечера, чтобы получить разрешение на тропу в Долину Двадцати Озер. Встретились с остальными на парковке у озера. Нас в машине было пятеро, четверо взрослых и Марк (5 лет, белая шляпа). Другая машина привезла Фиму (5 лет, черная шляпа) и Марту (3 года, панама в цветы), чуть позже приехал Кеану (4 года, без головного убора) с родителями.

Mono Lake

Lundy Canyon

В тот вечер мы купались в Mono Lake, в соленой воде в которой невозможно утонуть. Камни bouncy castle в воде озера кажутся издалека динозаврами. А еще мы заметили огромную темную с розовым отливом тучу вдали, которая, как оказалось, была пожаром. Она будет сопровождать нас всю неделю, а пожар будет продолжался еще долго после нашего возвращения из Yosemite.

Заночевали в кемпинге за Lundy Lake. На следующее утро отвезли машины на Saddlebag Lake, где будем через 2 с половиной дня, и на одной вернулись. Тропа в Долину Двадцати Озер начинается в каньоне Lundy, там, где заканчивается асфальтная дорога. Через красивый лес она выходит на высокие луга. Набор высоты около 600 метров на 5 километрах, дети справились с этим подъемом отлично. Нужно было быть аккуратными в самом конце на каменной осыпи, возможно это было самым сложным местом всего нашего пути. Мы заночевали вскоре после нее, на поляне у небольшого водопада.

Подъем на Lundy Pass

Кеану на Helen Lake

Ночь была довольно холодной, чувствовалась высота. За следующий день мы прошли долину, делая частые остановки и купаясь в озерах. Было жарко. У озера Steelhead Lake пытались разыскать заброшенную шахту золотоискателей, но не смогли. Видя, что приближается гроза, рано остановились на ночевку на просторной поляне у Greenstone Lake. Оттуда можно ходить по тропе к верхним озерам. Ходили только взрослые, прогулка заняла около 2х часов перед завтраком. Наверху очень красиво и можно остаться на дольше. Мы смотрели рассвет в горах.

Shamrock Lake

21го августа мы за несколько часов обошли Saddlebag Lake и разыскали наши машины на стоянке. Съездили за машиной, оставленной в Lundy Canyon, и поехали в кемпинг на Tuolumne Meadows, который зарезервировали заранее. При въезде в Tuolumne Meadows сразу становится понятно, что хозяева этих мест – медведи. Около 80 инцидентов (кража продуктов, бывает что со взломом машины) за этот год. Правда нужно сказать, что одновременно там ночует более тысячи человек. Каждая поляна имеет свой контейнер, куда нужно прятать продукты.

Дима с железом

В этот вечер мы с Димой, моим старым другом, автором идеи этого путешествия и папой Марка, успели пройти Northwest Books, один из самых популярных маршрутов на стене Lembert Dome. Гранит стены очень твердый, совсем не крошится, и сверкает на солнце как-будто в него вкраплено множество маленьких бриллиантов.

На вершине Mt. Dana

Спуск с Mt. Dana

На следующий день до обеда сходили на Mount Dana. Мы вышли из лагеря в 7 утра и вернулись в 2 часа дня. Высота горы почти 4000 метров, это одна из самых высоких точек в Yosemite. К тропе от кемпинга нужно подъехать на машине. На фото воторой справа – Марк, а позади нас виднеется Mono Lake. Нет слов описать восторг от ветра на вершине. А спрятаться от него можно в каменном укрытии, напоминающем орлиное гнездо. Там мы ели конфеты. На обратном пути мне повстречался сурок. Он подошел очень близко и совсем меня не боялся.

Боря с медвежьей бочкой

По возвращении с горы заехали в Visitor Center чтобы арендовать маленькие контейнеры (скорее бочки), куда затра будем складывать еду ночуя у тропы в медвежьем лесу. Ренджер показал нам место на карте, где недавно был замечен медведь. Открыть такую бочку ему не под силу, и он сбрасывает их в пропасть (со злости или с целью расколоть). Мы решили не ночевать в этом районе.

После обеда снова лазили на Lembert Dome, а вечером посидели у общего костра в кемпинге. Там женщина-ренджер рассказывала историю о совах.

Вид с Olmsted Point

В пятницу, на 5-й день похода, мы переехали в Olmsted Point, точку на шоссе с которой начиналась выбранная нами тропа в Yosemite Valley. Как и на самой первой тропе из Lundy Canyon, дети с мамами начали идти раньше, пока папы отвезли машины в кемпинг в Долину, и на одной вернулись обратно.

Игра в авианосцы

Лена с Мартой

Нужно сказать, что разрешение на эту тропу мы резервировали заранее. Эти места переполнены летом, и получить разрешение находясь в самом кемпинге практически невозможно. Согласно документу, в ближайшую ночь на этой тропе находились только мы и медведь. Мы заночевали у реки, где впервые сливаются две тропы и откуда можно сходить на Mount Watkins. Честно сложили всю еду и зубную пасту в бочки, а бочки разместили в лесу вдали от палаток. Посреди ночи я проснулась и слушала, как трещат ветки в лесу.

24го августа продолжили спуск по тропе вдоль Snow Creek через Mirror Lake. По дороге открывается вид на долину и Half Dome, это огромная стена на фото ниже. К концу августа Mirror Lake практически высохло.

Half Dome, NW Face

В Йосемитскую Долину мы пришли после обеда. Это конечная точка маршрута, здесь с нами расстались Кеану и его родители, Диана и Фенг. Им еще нужно добраться до Ванкувера на собственной машине, у остальных же авиабилеты.

Фенг и Кеану

Мы заночевали в Backpacker Camping, одном из двух кемпсайтов (наряду с Camp 4), который не требуется резервировать. Здесь же в туристическом центре вернули противомедвежьи бочки. К сожалению или счастью наша еда жителей леса не заинтересовала.

На подходах к Mt. Watkins

Долина – это огромный туристический центр с многими кемпингами. Перемещаться по ней чтобы сэкономить время можно на постоянно циркулирующем автобусе. Вечером Марк пошел в кино (про скалолазов), Фима и Марта ели пиццу, а я смотрела на пересохшие водопады. Утром 25го августа мы попрощались с Борисом и Леной, пока их дети еще спали. Они остались в долине еще на одну ночь. А нам пятерым предстояло вернуться на машине обратно в Сан Франциско. У Димы, Кати и Марка вечером самолет в Ванкувер, а я и Пётр останемся в Беркли. По дороге мы остановились потрогать El Capitan, известную скалолазную стену, один из самый больших цельных кусков гранита в мире.

Марта

Марк и шишка sugar pine

Диана

Катя и ледниковый период

Маша

Saddlebag Lake и North Peak

Скалы

Ещё скалы

Прошло уже около месяца после возвращения из гор. Мы переписываемся друг с другом и смотрим бесконечные каталоги с фотографиями. Когда я была маленькая, мы тоже ходили в поход с папой и мамой. И с другими взрослыми, и другими детьми. Для меня это был один из самых важных опытов в жизни. Я думаю как и это путешествие для его самых маленьких участников. Борис пишет, что Фима теперь пошел в скалолазный зал. А Марта тоже хочет, но туда берут только с 5-ти …

Маршрут на карте. Красное - пешком, синее - машиной.

Автор – Маша Власенко
Фото – Боря и Лена Глик, Дима Шаповалов, Маша
Сентябрь 2013

Yosemity Rim Fire

2 Responses to Поход с детьми в Долину 20-ти Озер, Туолумне и Йосемитскую Долину

1. Ania says:

Hello!
    Beautiful post, though it was more than a year ago :-)
    My younger boys are 6 and 7 now and I’m ready to take them in real poxod, but have troubles to find families with kids who would go with us – we are fine but the kids be better with company and be motivated…
    We live in Chicago, very far from mountains and I do miss mountains always. I used to go once in a while, but haven’t been there after my younger kids were born.
    I was at Elbrus, Colorado, Appalachi – do not like anything dangerous, just good hiking in the mountains…
    We are planning to go to Smoky Mountains in November and
    may be to Calgary in the summer…
    Do you have any plans for the future? or may be know some families that we can join?
    Especially here, in Midwest it is harder to find…